Кириллова Тамара
Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по речевому развитию
«Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди»
в старшей группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Пересказ рассказа Л, Н, Толстого „Лебеди“ в старшей группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Лебедь. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Толстой Л.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
2. Использовать один из методических приёмов обучения пересказу : упражнение - индивидуальные и хоровые повторения фраз.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: водоём, море всколыхнулось.
Ход ОД
1. Вступительное слово воспитателя.
В начале осени птицы собираются в стаи, потому что подошло время осенних перелётов. Наш разговор пойдёт сегодня о лебедях, красивых и крупных водоплавающих птицах, которые осенью тоже летят в тёплые края. Зимуют лебеди на побережье тёплых море и незамерзающих водоёмов.
Я прочитаю вам рассказ Л. Н. Толстого «Лебеди». Вы узнаете, как нелегко добираться птицам до тёплых краёв.
2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою.
На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спустился к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.
Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья.
Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.
3. Беседа по содержанию рассказа и форме прочитанного произведения (анализ рассказа).
- Что я прочла: рассказ, сказку, стихотворение? (Ответы детей : это рассказ).
- Кто главный герой рассказа? (Ответы детей : молодой лебедь).
- О чём говорится в этом рассказе? (Ответы детей : о перелёте лебедей из холодной стороны в тёплые земли).
- Сколько дней и ночей находились в пути лебеди? (Ответы детей : день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая).
- В каком порядке летели лебеди? (Ответы детей : впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее).
- Кто летел позади всех? (Ответы детей : один молодой лебедь летел позади всех).
- Почему он летел позади всех? (Ответы детей : он устал).
- Что он сделал, когда силы покинули его? (Ответы детей : опустился на воду).
- Скажите, что сделал лебедь, когда очутился в воде? (Ответы детей : сложил крылья, загнул назад шею и закрыл глаза).
- Стадо лебедей продолжило свой путь или тоже опустилось на воду? (Ответы детей : стадо лебедей полетело дальше).
- Что сделал лебедь перед зарёй? (Ответы детей : вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел).
4. Упражнение «Проговори вместе со мной фразу». Индивидуальные и хоровые повторения фраз.
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли.
Они летели через море.
Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь, не отдыхая.
Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
Один молодой лебедь летел позади всех.
Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше.
Лебедь опустился на воду.
Он сложил крылья, загнул шею и закрыл глаза.
Перед зарёй молодой лебедь вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел.
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ произведения детьми.
а). Так как текс сложен, к пересказу сначала вызвать детей с более развитой речью.
. б). Разделив текст рассказа на 3 части, вызвать к пересказу трёх более слабых детей.
Первая часть. Стадо лебедей летит в тёплые края.
Вторая часть. Молодой лебедь устал.
Третья часть. Перед зарёй лебедь взмахнул крыльями и полетел.
в). После пересказов привлекать детей к оценке рассказов товарищей.
7. Игра-драматизация текста рассказа.
Приглашаю вас в игру-драматизацию текста рассказа «Лебеди». Наденьте шапочки и превратитесь в прекрасных лебедей, совершающих трудный перелёт. Впереди стада полетят сильные лебеди, сзади – моложе и слабее, а самым последним – молодой лебедь. Летит наше стадо лебедей день и ночь, и другой день и другую ночь, не отдыхая, над водою. Устал молодой лебедь и опустился на воду. А лебеди продолжили свой полёт.
Утром, отдохнувший лебедь, вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел.
8. Итог.
- Какое впечатление у вас осталось от рассказа «Лебеди»?
- Какие чувства вы испытывали к молодому лебедю?
Я рада слышать ваши ответы, свидетельствующие о сочувствии и переживании за судьбу молодого лебедя. На ваш вопрос: «Догонит ли лебедь своё стадо?» мне бы хотелось сказать, что догонит. Давайте вместе надеяться, что догонит, что уставшие лебеди тоже где-то отдыхали, поэтому молодому лебедю удалось их догнать. А может он присоединился к другому стаду лебедей?
Что касается ваших пересказов, могу сказать, что каждый старался пересказать события рассказа последовательно и близко к тексту.