Мария Белякова
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Задачи.
Образовательные:
• Активизировать словарь по теме «Весна».
• Совершенствовать грамматический строй речи.
• Формировать мыслительную и речевую активность детей.
• Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры.
• Активизировать в речи антонимы.
• Учить детей образовывать однокоренные слова.
• Учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает).
Развивающие :
• Способствовать развитию связной речи.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Пересказ сказки Л, Толстого „Белка и волк“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Сказки, стихи, чтение детской литературы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
• Способствовать развитию словесно-логического мышления и воображения детей.
• Способствовать развитию зрительного внимания, восприятия, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение, любовь к природе.
• Воспитывать толерантное отношение к ответам детей.
• Воспитывать доброжелательность и дружелюбие.
Методы и приё мы:
• Наглядный:рассматривание иллюстраций о весне.
• Игровой:сказочные персонажи белка и волк, физкультминутка.
• Словесный:беседа в форме вопрос – ответ, отгадывание загадки, чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», беседа по тексту, пересказ сказки.
Материал и оборудование:
Оборудование: веревки, обручи, канаты, бревно, заготовка книги для записи сказки; пластилин, стеки.
Декорации: деревья, кустарники.
Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Весна», разучивание диалога из сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:Здравствуйте, дети! Сегодня утром в группе я нашла письмо. Давайте прочтем и узнаем от кого оно.
(Воспитательоткрывает конверт, читает)
«Помогите, за мной гонится волк!» Белочка.
Дети, а где живут белочка и волк?
Ответы детей. (В лесу)
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами на прогулку в сказочный лес, и поможем белочке. Дети, а какое сейчас время года?
Ответы детей (весна).
Воспитатель: По каким признакам вы поняли, что сейчас весна? Давайте посмотрим с вами иллюстрации и расскажем.
Ответы детей (дни становятся длиннее, ночи короче, становится все теплее, текут ручью, капают капели, набухают почки, появляется трава, ранние цветы – подснежники, мать и мачеха).
Воспитатель:Молодцы, дети. Отправляемся в сказочный лес, но что бы туда попасть, надо преодолеть препятствие. На нашем пути встретятся болото, речка, надо перепрыгнуть из кочки на кочку, не попав в трясину, пройти по мостику через речку не промочив ноги.
Дети преодолевают препятствия с помощью бревна и веревки и попадают в лес. Звучит музыка. Слышится пение птиц.
Воспитатель: Как хорошо в лесу! Что вы слышите?
Ответы детей (пение птиц).
Воспитатель: В этом сказочном лесу живут не только птицы, но и звери. А сейчасотгадайте загадку «Зверька узнаем мы с тобой, по двум простым приметам, кто зимой холодной, ходит злой, голодный?»
Ответы детей (волк).
Вдруг в лес вбегает испуганная «белочка» (роль белочки исполняет ребенок).
Воспитатель: Подожди, подожди, ты кто?
Белочка: Я белочка, за мной гонится волк!
Вбегает рычащий волк (роль волка исполняет ребенок).
Воспитатель, заслонив собой белочку, ведет разговор с волком.
Воспитатель: Волк, ты почему обижаешь белочку?
Волк : Я голодный и хочу, есть, только заснул, а она со своими подружками, разбудила меня и теперь я хочу ее наказать.
Воспитатель: Постой, постой волк. Я вот сейчас расскажу ребятам сказку, и ты вместе снами послушай, не такой ли ты, как герой этой сказки, и к чему это может привести.
Воспитатель читает сказку, после этого проводится краткая беседа по содержанию сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк».
Дети отвечают на вопросы, опираясь на содержание сказки.
Воспитатель: Про кого эта сказка?
Ответы детей (это сказка о белочке и волке).
Воспитатель: Что произошло с героями сказки?
Ответы детей (Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка, волк вскочил и хотел ее съесть).
Воспитатель: Почему волк решил, что белки всегда веселы?
Ответы детей (Потому что они всегда прыгают, играют, резвятся).
Воспитатель: Отчего белки веселы, а волку, всегда скучно? Как говорится об этом в сказке?
Ответы детей (Потому что он злой и голодный, ему злость сердце жжет.)
Воспитатель: В сказке белки веселые, добрые, а какой волк?
Ответы детей (Волк всегда скучный и голодный).
Воспитатель: А сейчас давайте с вами немного отдохнём.
Физкультминутка.
С ветку на ветку прыгают белки (прыгают на месте)
Хвост пушистый большой (виляют «хвостиком»)
Белки, белки улыбнитесь (повороты в стороны с улыбкой)
И друг с другом подружитесь (обнимаются)
О – А – У – И (подпрыгивают и хлопок в ладоши).
Воспитатель:А сейчас, я вам еще раз расскажу сказку, а потом вы ее будете пересказывать, а я буду записывать и мы подарим сказку волку, что бы он так больше не поступал.
Дети пересказывают сказку, воспитатель записывает текст. Воспитатель хвалит детей, и дарит книжку волку.
Воспитатель:Дети, как по-разному можно сказать о беличьем веселье?
Ответы детей (веселые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело)
Воспитатель:Белки веселые, а волк совсем не веселый, а какой?
Ответы детей (грустный).
Воспитатель: Белки веселятся, а волк?
Ответы детей (грустит).
Воспитатель: Белкам весело, а волку?
Ответы детей (грустно).
Воспитатель: Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке : грустный, грустит, грустно. Слова разные, но они связаны друг с другом по смыслу и звучат, похоже. Это слова родственные.
Воспитатель обращается к «волку».
Воспитатель: Волк ты узнал себя в нашей сказке?
Волк : Узнал, но я так делать больше не буду, я буду хорошим и добрым, а напоминать мне об этом будет всегда ваш подарок.
Воспитатель: Ребята, вспомните слово противоположное по смыслу слова веселый?
Ответы детей (грустный).
Воспитатель: Вспомните слово противоположное по смыслу словувесенний?
Ответы детей (осенний).
Воспитатель: Про что можно сказать веселый?
Ответы детей (голос, смех, рассказ).
Воспитатель: Про что можно сказать весенний?
Ответы детей (день, снег, ручей, цветок).
Воспитатель: Вслушайтесь, как звучат эти слова: веселый, весенний. Звучат очень похоже. Но по смыслу эти слова не связаны, они не родственные и у них разные родственные слова: у слова веселый – весело, веселье, веселится, у слова весенний – весна, веснушка, веснянка.
Воспитатель:Дети, пришло время покинуть этот прекрасный лес и возвратится домой. Но наша белочка загрустила? Вы не знаете почему?
Ответы детей (потому что мы волку подарили подарок, а белочке нет).
Воспитатель:Дети, а как вы думаете, что можно подарить белочке и ее подружкам?
Ответы детей (грибочки)
Воспитатель: Дети, давайте слепим грибочки.
Под звуки пения птиц дети лепят грибочки. Готовые грибочки они дарят белочке.
Белочка: Мне очень понравились ваши подарки, и я хочу вас отблагодарить, за то, что вы спасли меня от волка.
Белочка раздает угощение.
Воспитатель: Дети, давайте попрощаемся с волком и белочкой и скажем, чтобы они жили дружно. Вы молодцы помогли волку и белочке. Нам с вами пора возвращаться в группу.
Звучит грамзапись пения птиц.
Итог занятия:
Воспитатель:А сейчас давайте вспомним, куда мы сегодня с вами отправлялись. Кого мы встречали в сказочном лесу? Что мы там делали? Как называется рассказ? Молодцы, дети. Вы сегодня мне очень понравились. Вы были активными, внимательными, находчивыми, справились со всеми заданиями, спасибо вам.