Светлана Новикова
Мастер-класс для родителей «Дымковская игрушка» для повышения родительской компетентности в воспитании детского патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
повышение родительской компетентности в воспитании детского патриотизма.
Задачи:
• познакомить родителей с историей возникновения и традицией создания дымковской глиняной игрушки;
• создать атмосферу творческого взаимодействия родителей с детьми;
• научить использовать возможности соленого теста (тестопластика) в совместном творчестве родителей и детей, вызвать интерес к данному виду деятельности;
• способствовать расширению возможностей родителей для знакомства детей с историей, культурой и традициями русского народа.
Оборудование: оборудование для видеопрезентации и музыкального сопровождения мастер-класса; соленое тесто; свистульки.
Ход мероприятия:
Под музыку дети входят в группу где их уже ждут родители, которые сидят за столами. Выстраиваются полукругом
Воспитатель: расскажу-ка я вам сказочку, да не простую, а сказочку-рассказочку про то, что было, что есть и что будет. Про игрушки не простые, а про игрушки расписные. В далеком селе, что Дымково называется, жили-были мастерицы, что умели игрушки из глины лепить, их в печке сушить, молоком белить да яркими красками расписывать.
Арсений:
Есть на Вятке слобода,
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Кристина:
Барышни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены
Любит их и стар, и млад.
Каждый тем игрушкам рад.
Воспитатель: А вот и картинки к нашей сказочке. (Воспитатель обращает внимание родителей на стенд по дымковской игрушке). Тут петухи да индюки, лошадки да бараны, и барышни в необычных нарядах. А вот на карусели детишки катаются. Как вы думаете, уважаемые родители, грустная или веселая сказочка получается?
Ответы родителей.
Воспитатель: Конечно, веселая! Разве можно грустить, глядя на эти расписные игрушки? У этих игрушек, что в селе Дымково делали, и название есть – дымковские.
Воспитатель обращается к детям: Где ваши мамы игрушки покупают?
Ответы детей.
Воспитатель: А раньше все самое красивое, самое интересное можно было купить только на ярмарке. Ярмарка – это большой торговый праздник прямо на улице, на большой площади. Мастера да мастерицы свои товары приносили да нахваливали. Послушайте, как!
Егор:
Поглядите, что за птицы!
Кто ни взглянет - удивится!
Расписные петухи
Курочки и индюки.
Лапки, клювы, оперенье —
Просто чудо, загляденье!
Вера:
- Посмотри, как хороша
Эта девица-душа!
Щечки алые горят,
Удивительный наряд!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Тимоша:
Посмотрите вы, ребятки,
Это курочка-хохлатка.
Непростая, удалая,
Дымковская расписная.
Сережа:
Туловище с хвостом,
Головушка с хохолком,
Вся сама белым-бела
От носика до хвоста.
Мира:
Вместо перышек – точки,
Разноцветные кружочки.
Слеплена из глины,
Не курочка – картина.
Физкультминутка
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Дети садятся к родителям)
Воспитатель: дымковские игрушки предназначались по большому счету для взрослых. Красивыми сюжетными статуэтками украшали комоды, а в свистульки свистели на праздник Свистопляски.
Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой под названием Хлыновское побоище. Легенда гласит, что устюжане прибыли на подмогу вятичам в борьбе с татарами, но из-за темноты вятичи приняли их за врагов и напали. Резким свистом вятичи (хлыновцы, новгородские вольнопоселенцы) подняли тревогу и вступили в бой с, как они думали, незваными гостями. Когда всё разъяснилось, бой был с союзниками, много погибло и вятичей, и устюжан.
В память о побоище около Раздерихинского оврага, где произошла битва, установили часовню. В день поминовения убитых (на четвёртую неделю после Пасхи) после панихиды начинался праздник, называемый «Свистопляской» или «Свистуньей». Название было связано с тем, что сопровождался он свистом и плясками. По краям глубокого рва устанавливались многочисленные столы, где торговцы продавали угощение и специально изготовленные для этого случая глиняные игрушки: свистульки. Из-за большого количества народу, свистевшего игрушками, была ужасная какофония звуков.
(Ребята встают и свистят в свистульки)
Позднее для этого праздника в слободе Дымково, что располагалась недалеко от оврага, стали изготавливать глиняные игрушки. Именно с тех пор началось производство известных ныне дымковских игрушек.
К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков.
Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Ее собирали по берегам реки Вятки. Чтобы фигурки были крепкими, глину мешали с речным песком, рубили массу лопатой, заливали водой. Потом материал долго-долго месили ногами. От этого глина становилась пластичной и приобретала коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что в руках вместо глины шоколадная масса.
Работать с такой глиной было не так просто. От тепла рук она быстро сохла. Приходилось лепить быстро и точно. Множество деталей нужно было соединить в фигурку так, чтобы она выглядела цельной, словно литой. Затем фигурки сушили и обжигали в печи. Последними этапами были беление и роспись. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом.
Из-за сложности работы мастерицы, изготавливающие дымковские игрушки, ценились на вес золота.
Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Вот и мы давайте с вами побудем мастерами и мастерицами и слепим уточку. Но для начала послушайте и посмотрите еще одну сказочку.
Видеопрезентация «Совместная лепка взрослых и детей Уточки».
Слайд 2: давным-давно, на реке Вятке, в зареченской слободе Дымково, жили - были муж да жена. И были у них детишки: сыночек Ванечка, да дочка Манечка.
Слайд 3: как-то раз нашел мужик комочек глины. И решил для своих деток слепить из нее забавную игрушку-свистульку, утицу-крылатку.
Слайд 4: раскатал он кусок глины, вытянул шею-голову.
Слайд 5: заострил кончик головы, вылепив клюв.
Слайд 6: сделал клюв утиным.
Слайд 7: потом вытянул хвост.
Слайд 8: вот такая у него получилась птица, а у вас?
Слайд 9: слепил ножки, примазал их к туловищу птицы. Слепил шапочку и прикрепил ее к голове.
Слайд 10: пальчиками разгладил неровности, что бы Уточка была красивой, гладкой.
Слайд 11: потом обжог Уточку в печке.
Слайд 12: покрыл Уточку белой краской.
Слайд: 13: а затем раскрасил уточку яркими красками. Оранжевой краской раскрасил клюв. Желтой-шапочку. Нарисовал красной краской сережки, голубой крылья.
Слайд 14: получилась забавная, яркая, красочная игрушка-свистулька, Уточка-крылатка. Обрадовались ребятишки Ванечка с Манечкой такой игрушке. А мы с ребятами будем раскашивать ее после того, как она высохнет, на открытом занятии для педагогов нашего детского сада.
Спасибо за активное участие, за внимание, надеюсь вам наше мероприятие понравилось, и в дальнейшем мы также будем знакомится с творчеством нашего талантливого русского народа в такой же форме.