Марина Кочеткова
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: 4 – 5 лет (средняя группа)
Цель: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием ИКТ и графических схем.
Образовательные задачи по образовательной области «Речевое развитие»:
- формировать у детей навык отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов;
- объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений;
- упражнять в произношений чистоговорок со звуками ж;
- развивать слуховое и зрительное внимание детей.
Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Пересказ рассказа „Еж“ по Е, Чарушину“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Чарушин Е.И.
- Темочки
«Познавательное развитие»: закреплять знания детей о еже, его характерных особенностях; развивать словесно - логическое мышление.
«Социально – коммуникативное развитие»: формировать умение слушать друг друга;
«Физическое развитие» - подвижная игра «Ежик».
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Методические приемы: отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание слайдов компьютерной презентации, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; работа с чистоговорками; грамматическое упражнение «Закончи предложение».
Материалы: мультимедийная установка, иллюстративный материал для компьютерной презентации: ребята, еж (два вида, домик, блюдце с молоком; схемы для графического плана.
Планируемый результат:
Пересказ детьми короткого рассказа с использованием мнемотаблицы.
Образовательные технологии: информационно-коммуникативная.
Предварительная работа: чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина; изучение лексической темы «Дикие животные»; рисование, лепка, аппликация по теме «Еж», разучивание подвижной игры «Еж».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель вместе с детьми встает в круг.
Педагог:
- Собрались все дети в круг,
Ты - мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Подарим друг другу хорошее настроение и пожелаем доброго дня!
А теперь, ребята, не зевайте в полукруг скорей и послушайте мою загадку. Только дослушайте ее до конца.
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. Кто это? (Еж).
2. Беседа о еже.
- Ребята, а зачем ежику иголки? (Чтобы защищаться от врагов).
- А кто самый страшный враг у ежа? (Лиса, волк, филин, сова – хищная птица).
- А кто-нибудь знает как еж защищается от врагов? (Сворачивается в клубок, выставляет свои иголки).
- Еж это дикое или домашнее животное? (Дикое).
- Вспомните, какие звуки могут издавать ежи? (Фыркают, пыхтят, топают).
- А теперь послушаем, как ежик фыркает, топает, пыхтит (фонограмма). Ежик ведет ночной образ жизни. Если его принести в дом, то никто не заснет, потому что еж ночью топает, сопит. А еще ежик любит много кушать.
- Чем питается ежик? (Ест червяков, улиток, жужелиц, гусениц). Его считают другом всех садоводов. Он поедает мелких насекомых, ящериц. (Воспитатель добивается ответов полным предложением).
3. Пальчиковая гимнастика «Ежик».
Про ежа написано много сказок, рассказов, стихов, песен. А мы с вами знаем пальчиковую игру про ежика. Будем проговаривать каждое слово и помогать себе пальчиками.
Добрый ежик, добрый еж
На клубочек он похож.
Дети крутят кулачки перед собой.
У ежа иголки очень, очень колкие.
Дети сжимают и разжимают пальцы.
Ежик, ежик, чудачок,
Где ты прячешься дружок?
Дети прячут кулачки за спинку.
Покажи иголки очень, очень колкие.
Дети сжимают и разжимают пальцы.
4. Подготовка к восприятию текста.
Молодцы ребята, со всем справились. Загадку отгадали, с пальчиками поиграли, а теперь присаживайтесь на стульчики. Мальчики, не забудьте пропустить девочек.
А сейчас, ребятки, послушайте удивительный, интересный рассказ Евгения Чарушина «Еж». (Показ портрета писателя на слайде).
- Запомнили, как называется рассказ?
- Приготовьте свои ушки, приготовьте свои глазки и запоминайте, чтобы они всё видели и слышали и смогли вам помочь.
5. Чтение рассказа Чарушина Е. И. «Еж».
Вопросы к детям:
- Вам понравился рассказ?
- Попробуем вспомнить, как рассказ начинался, что было дальше, чем он закончился. Я приготовила картинки, которые вам помогут. Будем выкладывать их на волшебный дом по очереди. Только сначала нужно вспомнить, как начинался рассказ.
- Где ребята ходили? Выбирай, Оля картинку, положи ее в домик и скажи полным предложением.
- Дима, что было дальше? Кого дети нашли? (Ребята нашли в лесу ежа).
- Что почувствовал ежик? (Еж почувствовал страх и свернулся в клубок). Располагают картинку в домике.
- Почему укололись ребята? (Ребята захотели его положить в шапку).
- Яна, куда ребята, принесли ежа? (Ребенок размещает картинку в домике, отвечает полным предложением).
- Ребята, а что было дальше? (Дети выкладывают схемы в домике по содержанию рассказа, отвечают на вопросы воспитателя).
6. Чистоговорки (игра в кругу с мячом).
Ловите мяч, проговаривайте за мной чистоговорки и возвращайте мяч обратно.
Будем разговаривать, и будем выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб всем было понятно!
- Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
- Жу-жу-жу, как то жук пришел к ежу.
- Жу-жу-жу, молока дадим ежу.
- Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.
Молодцы! Справились с этим заданием.
7. Подвижная игра «Ежик».
А теперь попробуем превратиться в ежиков и поиграем.
Считалочка – все вместе проговариваем каждое слово. Саша, а ты всех пересчитаешь.
Ежик ёжик-чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Хочет с нами поиграть
Всех ребят пересчитать.
Артем, выходи, будешь ежом! (Надевают маску ежа).
Дети идут по кругу (еж в середине) и говорят слова:
Ежик, ежик покажи нам свои иголки,
Говорят, что вы ежи очень- очень колки.
Покажи, покажи нам свои иголки.
Говорят, что вы ежи очень- очень колки.
Слова Ежика:
Я клубочком свернусь,
По дорожке покачусь.
Кто дорожку перейдет,
В лапы к волку попадет.
Раз, два, три беги!
Музыка. Дети разбегаются, ежик их ловит.
Сели на стульчики.
8. Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: ребятки, я попробую рассказать вам рассказ еще раз. Слушайте внимательно. Те слова, которые я буду пропускать, вы мне подскажете?
Ходили ребята в (лес).
Нашли ребята под кустом… (ежика).
Ежик свернулся… (в клубок).
Захотели ребята ежа… (положить в шапку).
Принесли ежа … (домой).
Налили ему … (молочка).
Ежик развернулся и стал кушать… (молочко).
Ребята зазевались и ежик удрал обратно к себе… (в лес).
9. Пересказ детей.
Ребята, вы мне помогли, а теперь сами попробуйте рассказать рассказ от начала до конца. Только по очереди. Дети пересказывают, воспитатель активизирует их.
10. Показ видеоролика «Песня про ежика».
Я хочу вас порадовать. Сейчас мы с вами посмотрим музыкальную историю про маленького ежика. Он смешной и забавный, потому что о считает себя самым сильным в лесу. (Просмотр видеоролика). - Ребятки, каким оказался ежик в этой истории? (сильным, ведь он победил лису).
11. Итог занятия.
Мне очень понравилось, как мы с вами играли, как вы отгадывали загадки, как вы четко повторяли за мной чистоговорки, как весело и забавно играли с ежиком, как в ежика превращался Артем. Понравилось как вы пересказывали рассказ, помогали мне договаривать слова. Молодцы. А вам что понравилось?
Во что вам понравилось играть (ответы детей).
Я хочу подарить вам на память портреты маленького ежика. В свободное время мы возьмем краски, карандаши, фломастеры и раскрасим его. Потом вы отнесете его домой и расскажете про ежика своим близким. (Раздает детям раскраски).