МААМ-картинки

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Анастасия Григорьева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч.

Задачи: - закрепить четкое произношение звука (ч);

- закрепление умения давать акустическую характеристику звукам;

- закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных

суффиксов –чик-, -чек-, чок-;

-закрепить навык чтения и печатания;

- закрепление графического образа буквы Ч; профилактика оптической дисграфии;

- развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;

- развитие мелкой и общей моторики;

-развитие слухового внимания.

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звук [Ч] и буква Ч“» размещена в разделах

Оборудование: мяч, предметные картинки (точка, тучка, ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка, мягкие модули, кегли, скакалка, счетные палочки, цветные пробки (зеленые, синие, красные, тетради.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети: Чаще всего слышится звук (ч).

Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку (ч). Произнесите этот звук.

Дети: Ч-ч-ч.

Логопед: Звук (ч) можно пропеть?

Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Логопед: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

Дети: Звук (ч) глухой.

Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

Илья, дай полную характеристику звука (ч).

Илья: Звук (ч) согласный, глухой, всегда мягкий.

Основная часть

1. Логопед: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.

2. Логопед: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Как только дети найдут все картинки со звуком (ч) логопед предлагает назвать предмет и определить место звука (ч) в слове:

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи.

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч)

Логопед:. Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).

Дети называют слова.

3. Логопед: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

Логопед кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

4. Логопед – а давайте мы превратимся в птичек

Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Рот открыл.

Смотрю я в небо.

Вправо-влево,

Здесь я не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх!

Крылья вниз!

Только слышен ветра свист!

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

5. Логопед: Дети вы помните с каким звуком мы сегодня знакомимся?

Дети: Мы знакомимся со звуком (ч)

Логопед: А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме

Дети : да/нет

Логопед: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули); кеглей, скакалки.

Дети знакомые с буквой Ч выкладывают ее из предложенных предметов, остальные дети помогают им.

Логопед: как хорошо вы справились с заданием. Какие буквы вы выложили.

Дети: буквы Ч.

Логопед: предлагаю вам пройти и сесть за стол.

Перед каждым ребенком на столе из счетных палочек выложена фигура

Логопед: ребята, уберите три лишних палочки так,

чтобы у вас получилась буква Ч.

Артем: какая буква у тебя получилась.

Артем: буква Ч.

Слава, а у тебя какая буква получилась.

Слава: тоже буква Ч.

Логопед: дети, у всех получились буквы Ч?

Дети: Да.

Логопед: перед вами лежат счетные палочки. Выложите справа от буквы Ч букву А.

Дети выкладывают и читают получившийся слог ЧА.

Логопед: Алена, какой первый звук в слоге?

Алена: первый звук (ч).

Логопед: а второй звук :

Алена: второй звук (а).

Логопед: ребята, а если звук (а) заменить на звук (у) какой слог получится?

Илья: получится слог ЧУ.

Логопед: замените букву А, на букву У.

Логопед: Дима, прочитай, какой слог получился.

Дима: читает. Получился слог ЧУ.

Логопед: а теперь поменяйте буквы местами. Выложите букву У слева от буквы Ч.

Логопед: Артем, какой слог теперь получился?

Артем: получился слог УЧ.

Логопед: Алена, а кокой слог у тебя получился.

Алена читает УЧ.

Логопед: Давай все вместе прочитаем. Все дети хором читают УЧ.

Логопед: Дети, выложите слева от буквы У букву Л.

Дима, какое слово у тебя получилось.

Дима: ЛУЧ.

Логопед: Слава: а у тебя какое слово получилось?

Слава: ЛУЧ.

Логопед: Алена, Илья, Артем, прочтите какие у вас получились слова.

Читают хором ЛУЧ.

Логопед: сколько слогов в слове ЛУЧ.

Дети: один слог.

Логопед: А сколько звуков в слове луч?

Дети: три звука.

Логопед: возьмите пробки и выложите схему слова ЛУЧ.

Дети выкладывают схему слова.

Логопед: Алена, какой первый звук?

Алена: первый звук (л). Он согласный и твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: Слава, какой второй звук?

Слава: второй звук (у). Он гласный, обозначается красным цветом.

Логопед: Дима, какой третий звук в слове ЛУЧ.

Дима: третий звук (ч), он согласный и мягкий, обозначается зеленым цветом.

6. Логопед: ребята, предлагаю побыть немного волшебниками и из маленькой точки сделать большую тучку.

Дети: да, мы согласны

На доске две картинки точка и тучка.

Логопед просит детей написать в тетрадях слово точка.

Логопед: а как же нам теперь точку превратить в тучку?

Дети: предлагают свои варианты.

Логопед: (если никто из детей не догадывается, логопед дает подсказку) я вам дам подсказку – какой звук надо изменить в «точке», чтобы получилась «тучка»

Артем: звук (о) надо заменить на звук (у).

Логопед: да, дети, Артем прав.

Один ребенок выходит к доске и записывает слова, остальные дети пишут эти слова в тетрадях.

Подведение итогов:

Логопед: Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поработали.

Вы запомнили с каким звуком и буквой мы познакомились?

Дети: Да, со звуком и буквой Ч.

Логопед: На этом мы с вами заканчиваем, но прежде чем вы уйдете в группу, проверим, как хорошо вы запоминаете.

Уйдет тот, кто назовет слова со звуком (ч).

Каждый ребенок называет по одному слову и уходит.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Звук и буква Ш — Ж» Цель: Дифференциация звуков [Ш — Ж]. Задачи: Обучающая: - закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано,.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Звук и буква У» Воспитатель высшей кв. категории Носкова И. В. Цель: 1. Развитие фонематического слуха: выделение звука У из потока гласных звуков, слогов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 15:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Григорьева (УИ 234377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД