Юлия Авдюнина
«Лесные истории. Спасение зайчишки». Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лесные истории. Спасение зайчишки».
Цель: Развитие речевых функций с использованием нейропсихологических приёмов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепление представлений о признаках зимы;
Уточнение названий и последовательности зимних месяцев;
Закрепление навыка образования относительных прилагательных;
Закрепление навыка слогового чтения;
Развитие общей и мелкой моторики;
Закрепление навыка фонематического анализа;
Коррекционно-развивающие задачи:
Профилактика дисграфий: оптической дисграфии, дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;
Развитие избирательности, переключаемости, концентрации внимания;
Совершенствование общей и мелкой моторики.
Освоение внешнего пространства;
Совершенствование соматогностических процессов;
Совершенствование координации «глаз – рука»;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
Воспитание умения слушать товарищей, не перебивая их;
Развитие волевых качеств, умения ограничивать свои желания.
Интеграция областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, физическое развитие.
Предварительная работа:
Наблюдения и беседы об изменениях, происходящих в природе. Работа с календарями наблюдений.
Закрепление временных представлений.
Чтение художественной и натуралистической литературы.
Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Ход занятия:
I.Оргмомент.
Логопед: Ребята, вспомните, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: На улице лежит снег.
Дети: Холодно.
Логопед: Ребята, сколько всего зимних месяцев? Перечислите их, пожалуйста.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какой месяц наступает после января?
Дети: Февраль.
Логопед: Какой месяц перед январём?
Дети: Декабрь.
Логопед: Какой месяц находится между декабрём и февралём?
Дети: Январь.
II.Совершенствование мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Животные зимой».
Спят зимой барсук и ёжик,
И медведь зимой спит тоже.
Спят пчела и муравей,
Ждут весенних тёплых дней. Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку.
III.Сюрпризный момент. Выполненние программного задания, координация «глаз-рука».
Слайды 2, 3
Логопед: Ой, посмотрите, кто это прилетел?
Дети: Сорока.
Логопед: Да это сорока-почтальон! Она нам письмо принесла из леса. Тут написано одно только слово: «Помогите!». А от кого? Какие-то странные таблички. А, поняла, нужно выполнить условия задания и тогда мы поймём кому необходима помощь.
Дети составляют слово, опираясь на программу.
Логопед: Получилось у вас расшифровать слово?
Дети: Да!
Логопед: Кому нужна помощь?
Дети: Зайке!
Логопед: Ну что, отправляемся на помощь?
Дети: Пойдёмте!
IV.Освоение внешнего пространства. «Волшебные тропинки».
Слайд 4
Логопед: Мы с вами отправляемся в сказочный лес, поэтому надо пройти по волшебным тропинкам. Выбирайте, кому, какая нравится.
Дети разбирают бланки с условиями выполнения серии прыжков.
Логопед: Давайте вспомним условные обозначения. Что обозначает синий круг?
Ребёнок: Прыжок на двух ногах вперёд.
Логопед: Что значит красный круг?
Ребёнок: Прыжок на двух ногах вправо.
Логопед: Что значит красный полукруг?
Ребёнок: Прыжок на одной ноге вправо.
Логопед: Что значит жёлтый круг?
Ребёнок: Прыжок на двух ногах влево.
Логопед: Что значит жёлтый полукруг?
Ребёнок: Прыжок на одной ноге влево.
Логопед: Молодцы! Пойдёмте!
Дети выполняют серию прыжков в соответствии с индивидуальной схемой.
V. Зеркальное копирование.
Слайд 5
Логопед: Ребята, посмотрите, какой необычный терем. Какая-то странная надпись иероглифами что ли? А поняла, это лёд, как зеркало отражает буквы.
Давайте выложим палочки зеркально и узнаем кто в этом теремочке живёт.
Дети выкладывают на индивидуальных бланках спичечными палочками зеркальный узор получается слово «лиса». На слайде слово переворачивается зеркально.
Дети: Лиса!
Логопед: Какой удивительный дом у лисы. Из снега, значит он какой?
Дети: Снежный.
Логопед: И изо льда, значит он какой?
Дети: Ледяной.
VI. Наложенные изображения.
Слайд 6.
Логопед: Ой, а кто это прячется в снегу?
На экране и у детей на столах картинки с изображением наложенных животных.
1-й ребёнок: Я вижу собаку.
2-й ребёнок: Я вижу медведя.
3-й ребёнок: Я вижу лису.
4-й ребёнок: Я вижу волка.
5-й ребёнок: Я вижу зайца.
6-й ребёнок: Я вижу петуха.
Дети: Это как в сказке «Заюшкина избушка»!
Логопед: Вы правы, действительно похоже!
VII. Физминутка «Лиса и мышки». Упражнение на соматогнозис.
Слайд 7.
Логопед: Вы такие молодцы! Но, мне кажется, мы немножко засиделись, так можно и в ледышки превратиться. Смотрите-ка, лисичка хочет поймать мышку. Что делает лиса, когда охотится на мышей.
Дети: Мышкует!
Логопед: Давайте поможем мышкам убежать от лисы?
Дети берут пушистые шарики и выполняют задание по инструкции логопеда.
Логопед: Помните мышка бежит туда, куда я говорю. Напоминаю, что мышку можно перекладывать из руки в руку. Когда я скажу: «Лиса», «мышки» должны успеть спрятаться в контейнеры.
Логопед: Мышка побежала на левое плечо. Мышка побежала на макушку. Мышка побежала на затылок. Мышка побежала на живот. Мышка побежала на правое колено. И т. д.
Лиса!
Дети бросают «мышек» в контейнеры.
VIII. «Мышкины загадки». Работа с корректурными пробами. Профилактика оптической дисграфии. Закрепление представлений о правильном написании букв.
Слайды 8, 9.
Логопед: Но зайку-то мы так и не спасли. Что же делать? О, смотрите-ка, мышки принесли нам какие-то таблички, говорят, что это какое-то освобождающее заклинание. Чтобы его прочитать нужно вычеркнуть все неправильно написанные буквы.
Дети работают с корректурными пробами.
IX. Закрепление навыка чтения и фонематического анализа.
Логопед: Ребята, прочитайте, пожалуйста, заклинание.
Дети: Уходи лиса.
Выполняют звуко-слоговой анализ предложения.
Логопед: Ребята, смотрите, что произошло. Ледяная избушка превратилась в лубяную. Кажется, наше приключение заканчивается. Давайте прощаться. До свидания, заинька!
Дети: До свидания!
Слайд 8.
X. Итог занятия.
Логопед: Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Сначала мы вспомнили признаки зимы и названия зимних месяцев, потом к нам прилетела сорока-почтальон и принесла тревожное письмо, потом?
Дети: Мы отгадывали, кто написал письмо.
Дети: Пошли в лес по волшебным дорожкам.
Дети: Потом отгадывали ледяную табличку.
Дети: Потом искали зверей, которые прятались в снегу.
Дети: Потом играли в игру «Лисички - мышки».
Дети: Потом разгадывали волшебное заклинание, которое принесли мышки.
Дети: Потом делали звуко-буквенный анализ предложения.
Логопед: Молодцы! Вы очень достойно справились со всеми заданиями и спасли Заиньку. Давайте попрощаемся.