Юлия Бреднева
Опыт работы «Роль развивающей предметно-пространственной среды в реализации ОО «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль развивающей предметно-пространственной среды в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпо-сылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искус-ства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из важных условий по художественно – эстетическому воспитанию является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
Предметно-развивающая среда - это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности
и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.
В нашей группе большое внимание мы уделяем эстетическому оформлению, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.
При построении развивающей среды в нашей группе мы учитывали основные принципы:
- комфортность, принцип «одомашнивания»;
- полифункциональность;
- доступность;
- самостоятельность;
- эстетичность;
- открытость.
В нашей группе организованы: уголок изобразительной деятельности (уголок детского творчества, музыкально-театрализованный уголок, сенсорный центр для лепки «Песок и вода», уголок ряжения.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, нетрадиционные изо материалы, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.
Большое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе отводится уголку изобразительной деятельности или уголку детского творчества.
Цель уголка: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Уголок оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей.
- схемы последовательного рисования предмета;
- пооперационные карты (техника оригами, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;
- книжки-раскраски с образцами; картотека тематических книжек-раскрасок, разнообразные трафареты;
- альбомы по народному творчеству: «Дымка», «Городецкая роспись», «Золотая Хохлома», «Гжель» и др;
- дидактические игры по народному творчеству;
Дидактическая игра «Городецкая сказка» для детей подготовительной группы. Эта игра незаменима при ознакомлении детей с городецкой росписью
- различные материалы: картон, ткани, нитки, ленты; акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки, пластилин, наборы для детского творчества;
- инструменты: кисти разной толщины, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; магнитная доска; клеенчатые салфетки, банки, подставки.
Весь изобразительный материал соответствует возрастным особенностям детей, чем старше дети, тем материал более насыщенный и разнообразный.
ИЗО уголок в младшей группе
ИЗО уголок в подготовительной группе
Благодаря организации предметно-развивающей среды, использованию различных форм работы по ознакомлению с народным декоративным искусством значительно повысился уровень творческих способностей детей. Они научились самостоятельно различать известные виды декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге.
Лепка – одно из самых интересных и увлекательных занятий для ребенка. При создании различных фигурок развиваются воображение, мелкая моторика пальцев. В этом году в нашей группе с помощью родителей было приобретено нетрадиционное оборудование для лепки: цветное тесто «Пластишка» и сенсорный кварцевый песок. Эти необычные изо материалы помогают снимать стресс не только у детей, но и у взрослых, развивают творческие способности, образное мышление.
В нашем центре «Песок и вода» дети могут лепить круглый год, даже зимой; в их распоряжении набор скалок для раскатки песка, формочек, лопаток и трафаретов

Музыкально-театрализованный центр - важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная и музыкальная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняя свою соответствующую роль, ребенок упражняется в четком, выразительном произношении. Наш театральный уголок снабжен различными видами театров: настольный, резиновый, пальчиковый, театр на фланелеграфе, магнитный, бибабо, перчаточный, плоскостной.
Для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей мы подготовили разнообразный реквизит, набор кукол, ширму для кукольного театра.
Музыкально-театрализованный уголок

Рядом, в кукольном уголке расположен уголок ряжения, где можно нарядиться в любимых сказочных героев и самим сыграть сказку. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей мы учитываем интересы мальчиков и девочек, подбираем различные атрибуты для инсценировок разных сказок (полоролевых).
Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом по музыке. Детям необходимо предоставить возможность научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дидактических игр. Основное содержание нашего музыкального центра составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь - это музыкальные заводные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые мы подбирали с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий. Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. Зона для самостоятельного музицирования мобильная, дети могут перемещать ее по своему усмотрению.
Работа с родителями по организации РППС
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
• Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением. При работе в данном направлении используем различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок – конкурсов семейного творчества, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Выставка семейного творчества «Городецкая сказка»

• Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляем через родительские собрания и консультации. Оформляем папки - передвижки, выпускаем информационные листы для родителей.
• Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников.
В приемной имеется информативный центр для родителей.
Вернисаж-выставка для творческих работ детей «Сделаем мир ярче»,
деревянный стенд «Теремок» для выставки детских поделок из пластилина «Наши руки не знают скуки»


В нашей группе на занятиях и в повседневной деятельности очень широко используем мультимедийное оборудование, сделали много презентаций по ознакомлению с окружающим, рисованию, лепке, ознакомлению с народным творчеством.
Использование мультимедийного оборудования на занятии по рисованию

Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать возрастным особенностям детей, интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.
Вывод: Целенаправленно организованная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.