Инга Ковальчук
Конспект родительского собрания в первой младшей группе на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Мастер-класс для родителей «Домик-оберег» своими руками.
Цель: создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей. Создать оберег своими руками.
Задачи:
1. Дать представление родителям о возрастных особенностях детей.
2. Рассказать об адаптации ребёнка к детскому саду, дать рекомендации.
3. Создать атмосферу, располагающую родителей активно участвовать в жизни группы.
Повестка собрания:
1. Сообщение темы собрания.
2. Знакомство родителей друг с другом. Игра «Будем знакомы»
3. Адаптация детей к детскому саду
4. Советы для родителей, по адаптации
5. Разное
6. Мастер-класс
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители!
Очень рада видеть вас! Надеюсь, что наша встреча будет приятной и интересной для нас всех! Рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание.
В детском саду вашим детям и вам, вместе с ними, предстоят долгих пять лет. Станут ли эти годы для вашего ребенка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это во многом зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастет в теплые дружеские отношения. Для этого мы сыграем в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы». Пожалуйста, последуйте моему примеру. (Воспитатель представляет себя, берет за руку следующего родителя и так по кругу, пока не представятся все родители.) Нас объединяет одна цель-воспитание малышей и помощь им на новом этапе их жизни. И мы хотим, чтобы вы вот так все 5 лет рука об руку и стали одной большой дружной семьей.
Присаживайтесь на свои места.
Мы с вами поиграли, познакомились, а теперь с веселой улыбкой и хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.
Какое счастье! Ваш малыш подрос!
И многое умеет сам:
Играет, ходит, размышляет.
Пришла пора ребенка в сад отправить.
Тревожно маме, папе, всей семье,
Переживает даже серый кот –
Малыш сегодня в детский сад идет!
Вздыхает мама: «Как он там один?
Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?
Играет ли с детьми?
А если плачет? Как же быть?
Что делать? Как же все исправить?»
Всех адаптация переживать заставит!
Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.
Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий-сильный стресс, ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.
Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого, между нами, должны установится дружеские, партнерские отношения. Поступление в сад - это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется сердце», когда она видит, как переживает малыш.
Адаптационная система ребенка достаточно сильная, чтобы это испытание выдержать. Плач- помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Ребенок плачет – он дает «сигнал» обратить на него внимание. По статистике (проверено годами) можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные. поэтому не бойтесь детского плача и не сердитесь на ребенка за нытье.
Период адаптации – это наиболее сложный процесс в жизни ребёнка и для родителей, и для нас сотрудников.
Живя в семье в определённых условиях организм ребёнка приспосабливается к определённой температуре и к окружающему микроклимату. У ребёнка образуются различные привычки: он привыкает к домашнему режиму, способу кормления, у ребёнка формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
И вот наступает тот день, когда ребёнка надо вести в детский сад.
Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, другие правила, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
1 – 16 дней - легкая адаптация
16 - 32 дней – адаптация средней тяжести
от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация
1. Лёгкая адаптация
Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.
2. Адаптация средней тяжести
Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса.
3. Тяжелая адаптация
Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Вопрос к родителям: Каким детям адаптироваться легче к детскому саду?
-Детям, физически здоровым, т. е. не имеющих хронических заболеваний (в этот период все силы ребенка напряжены, и можно направить на привыкание к саду, не тратя время на борьбу с болезнью);
-Детям, имеющим навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребенка еще и на обучения всему необходимому);
-Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание);
-Детям, чей рацион питания приближен к саду.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются утром при расставании. Вот несколько советов.
-И дома и в саду говорите с малышом уверенно. Спокойно.
-Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
-Обязательно скажите, что вы придете и обозначьте когда.
-У вас должен быть свой ритуал прощанья, после чего вы уходите уверенно.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать.
Как нам известно, становление личности ребенка происходит не только в детском саду, но и в первую очередь дома. Скажите, любите ли вы свой дом? Издревле дом считался пристанищем. Спокойный, надежный, теплый, родной. Место, где тебя ждут, где принимают таким какой ты есть, радуются успехам и помогают пережить неудачи.
Дом - это наша душа. Дом - это то место, куда мы стремимся, где наша семья.
И в связи с тем, что 2024 год объявлен, указом президента В. В. Путина, годом семьи, я приглашаю Вас на мастер – класс, где вы собственноручно изготовите оберег для вашего дома.
Издревле женщины были берегинями, хранительницами семейного очага, их обязанностью было сохранение мира и любви в доме. Именно от женщины зависит какой будет «погода в доме» - шторм или тепло и светло. Женщины всегда переживали за то, чтоб в семье все были сыты, здоровы, радостны. Использовали для этого разные средства в разные времена.
“Наколдовать” благополучие собственного дома можно с помощью самых привычных вещей. Веник, домашняя выпечка, крупа, вышивки, рукодельные вещи - у них есть волшебные свойства, и благодаря им дом станет полной чашей, а болезни и злые люди будут обходить его стороной. Оберег - от слова оберегать, т. е. защищать, сторожить.
Еще издавна на Руси люди делали обереги для того, чтобы оградить себя и своих близких от различного негатива. Обязательно изготавливали и обереги для защиты дома: они охраняли жилище от сглаза и порчи. Оберег - не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный практический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далеких предков. Считается, что магические предметы, изготовленные самостоятельно, обязательно принесут в дом удачу, богатство и семейное благополучие.
Вот список того, что можно разместить в виде композиции на обереге.
Символика оберегов.
Колокольчик - охраняет дом от злых духов, колокольчик должен звенеть, чтобы в доме водились деньги.
Злаки, бобовые - символ достатка, сытой жизни, благоприятной в материальном аспекте.
Красный горький перец - символ мужского здоровья.
Ягоды шиповника, лекарственные травы - символы крепкого здоровья.
Семена тыквы - символ плодородия, женское начало.
Лавровый лист - слава, успех.
Семена подсолнуха - здоровье детей в доме.
Кукуруза - символ здоровья у детей.
Орех - символ умственной силы и здоровья.
Семя - зарождение новой жизни.
Монетка - успех в делах.
Чеснок - изгоняет нечистую силу.
Выпечка - символизирует хлебосольность.
Горох - мир и дружба.
Мешок - символ богатства.
Бублик - символ крепкой семьи.
Ложка - загребает в дом добро.
Предлагаю и Вам сделать оберег для своего дома!
Возьмите картонную заготовку домик (единство и крепость) и наклейте на нее мешковину (изобилие, благосостояние,
в каждом доме есть окно, и у наших домиков оно также должно быть
далее вырезываем из картонной заготовки коричневого цвета мешок, в который мы «соберем» урожай (горох – достаток, сытость, физическая сила; фасоль – зарождение новой жизни; семечки – здоровье детей, энергия солнца; орехи, скорлупа – продление молодости,
«развесим» на заборе у дома сеть с уловом рыбы (богатый улов, лавровый листик (слава и успех);
украсим трубу домика гречей (плодородие и достаток) и пшеном (от сглаза,
«поставим» у дома метлу (мочало – богатство, обязательно черенком вниз (чтобы денежки в дом приходили)
добавим чердачное окошко в виде желтой монетки (или выпечка – богатство в доме).
закрепим на задней стенке оберега петельку или магнит, чтобы его можно было повесить на стенку или холодильник.
оберег готов.
Пусть в вашем доме будет всё:
Любовь, покой, уют, богатство,
Пусть будет в нём всегда тепло,
Чтобы xотелось возвращаться.
Чтоб в доме вашем свет не гас,
Чтоб радость и надежда грели,
И столько было б сил у вас,
Чтоб вы всё-всё преодолели.
Чтоб добрый дом вас много лет
Заботливо оберегал,
Xранил от слёз, проблем и бед
И самым лучшим в мире стал.
Чтобы всегда в руке рука,
Глаза в глаза, к плечу плечо.
Спасательный свет маяка -
Ваш дом. А надо ли ещё?
Удачи Вам!

