Наталья Овчинникова
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З»
▼ Скачать +Заказ
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
«Звук [З] и буква «З»
Конспект логопедического занятия в старшей группе.
Вид занятия : групповое.
Цели занятия : познакомить детей со звуком [З] и буквой «З».
Задачи
Коррекционно - образовательная:
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте „Звук [З] и буква „З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
учить детей характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки;
соотнесение звука [З] с буквой «З».
Коррекционно - развивающие:
упражнять детей в звуковом анализе слов;
развивать фонематические представления;
развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику у детей;
развивать внимание, мышление.
Коррекционно - воспитательная:
- формирование у детей навыков сотрудничества, доброжелательности, умения выслушивать друг друга, самостоятельности, инициативности.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, картинка для звукоподражания «Комар», предметные картинки, в названии которых присутствует звук [З]; буква «З», дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, звёздочки для выкладывания буквы «З», карточки с буквой «З», карандаши, магнитная доска.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед предлагает детям отгадать загадки.
Загадки
Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет - сделает наоборот. (Зонт)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок)
Зимой серый, летом белый.
(Заяц)
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.
(Змея)
После отгадывания загадок выставляются соответствующие картинки.
Объявление темы занятия
С какого звука начинаются все слова - отгадки?
Ответы детей.
Логопед выставляет картинку для звукоподражания.
К нам в гости прилетел большой комар. Какой звук он издаёт, когда летит?
Дети: «З- з з.»
Логопед : «Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся».
Акустико - артикуляционный образ звука
Произнесение звука [З] хором и индивидуально перед зеркалом.
Характеристика артикуляции звука [З] :
губы в «улыбке»;
зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
кончик языка упирается в нижние зубы;
посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя.
Звук [З] - согласный, твёрдый, обозначаем его фишкой синего цвета.
Логопед : «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].
Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?»
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Звук [З] - звонкий.
Упражнение «Слушай внимательно».
Попросить детей послушать разные звуки и хлопать в ладоши, когда они услышат звук [З].
- «С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З».
Упражнение «Где звук?».
Попросить детей назвать картинки и определить, где в этих словах слышится звук [З] с помощью звуковой схемы.
Дети с помощью синей фишки показывают место звука «З» в словах, обозначающих картинки.
Картинки: заяц, зуб, зубр, арбуз, забор, зонт, забор.
Физкультминутка
Выполнение движений с речевым сопровождением по тексту.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(Дети садятся на корточки, поднимают руки вверх и покачивают кистями рук).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть
(Дети встают, подносят ладони к лицу и дуют на них).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать
(Дети прыгают на месте).
Кто - то зайку напугал -
Зайка - прыг - и поскакал.
(Прыгают по группе).
Развитие фонематических представлений.
Игра «Назови слова»
Назвать слова, которые начинаются со звука[З].
Логопед : «Ваше внимание, ваше старание,
Хорошая работа будет награждаться «звездой».
За каждый правильный ответ ребёнок получает «звезду».
Знакомство с буквой «З».
Логопед демонстрирует детям букву «З».
- Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З».
Логопед предлагает рассмотреть букву «З».
Уточнить, на что похожа буква «З», прочитать про неё стихотворение.
На эту букву посмотри :
Она совсем как цифра «три».
С. Я. Маршак
Предложить детям обвести букву «З» пальцем на карточках.
Написать букву в воздухе, а затем по образцу - на карточках.
Игра «Повтори правильно»
За -за -за- на лугу коза.
Зу - зу - зу - мы пасём козу.
Зы - зы - зы - колокольчик у козы.
Итог занятия
-Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии?
Дети дают характеристику звуку [З] (звук [З] - согласный, твёрдый, звонкий).
Логопед находит положительные моменты в работе детей и даёт им возможность «зажечь» звезду на магнитной доске.
Будем звёзды зажигать.
Будем букву составлять
На магнитной доске из этих звёзд составляется буква «З».
Список использованной литературы
Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. - М. : Издательство ГНОМ, 2011. - 160 с.
Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 2 период обучения. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 184 с.