Наталья Сейбель
Конспект ОД по обучению детей элементам грамоты в средней группе комбинированной направленности на тему «Звук [И], буква И»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей чётко произносить звук [и] и выделять первый звук [и] в словах.
Задачи:
1. Учить детей выделять слова со звуком [и] в стихах.
2. Развивать фонематический слух, память, мелкую моторику.
3. Воспитывать любознательность.
Оборудование: картинки: иголка, избушка, игра, индюк, иволга, индеец,
ирис, иней, игрушки, ива, иголки.
Ход:
Организационный момент:
Знакомство со звуком [И]
Ребята, послушайте загадку и назовите первый звук в отгадке.
Не снег, не лед,
Публикация «Конспект ОД по обучению детей элементам грамоты в средней группе комбинированной направленности на тему „Звук [И], буква И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
А серебром деревья уберет. (Иней)
Логопед показывает детям перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [И] : когда мы произносим звук [И], то:
— губки — «в улыбке»;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).
Дети правильно произносят звук [И] перед зеркалом, затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.
Логопед объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [И] : жеребё нок кричит: ИИИ.
Основная часть:
- Послушайте сказку о Весёлом язычке.
«Язычку понравилась песенка жеребёнка - [и] и он захотел её спеть. Открыл широко свой домик и звонким голосом запел: «и - и- и».
- Давайте споём все вместе эту песенку. (дети поют)
- А теперь мы представим, что забираемся на высокую гору и споём песенку [и] долго. Для этого нужно сделать глубокий вдох и длительный выдох.
А теперь мы скатимся с нашей высокой горы быстро и споём песенку [и] при коротком выдохе и голос наш быстро обрывается. Звук [и] получается короткий.
Этот звук можно петь, тянуть, легко говорить. А самое главное мы его не видим, а слышим..
Давайте выучим чистоговорку
И-и-и — ротик к ушкам растяни;
И-и-и — хорошо сиди;
И-и-и — песенку тяни.
- А теперь попробуем выделить звук [и] на слух.
Игра «Внимательные ушки»
Если вы услышали звук [а] – хлопните в ладоши.
Из ряда звуков : И, У, О, И, А, И, У, О, Ы, И, А, И, И…
Из ряда обратных слогов: их, ох, ип, ам, ик, им, ан, ин, ик, ас, ит…
Из ряда слов: айва, имя, арбуз, ирис, ананас, игра, обувь, иголка, омлет, ослик, индеец, индюк, ум, иволга, апельсин…
-Молодцы, ребята!
-А теперь надо услышать и запомнить все слова со звуком [и] в стихотворениях.
1. Индючок, индючок
С И кладёт всё в сундучок:
Вишни, персик и инжир,
Лимоны, сливы, мандарин. (называют слова)
2. У речки ивушка росла,
На иве иволга жила.
Избушка иволги – гнездо,
Очень удобное оно.
Индюк под ивою ходил,
Избушку эту сторожил
И игрушки мастерил. (называют слова)
-Хорошо, справились.
- А теперь мы посмотрим на букву «И»
Ребята, букву мы видим и пишем.
(демонстрация печатной буквы «И»)
Буква «И» нам нравится,
Широко улыбается.
- Напишем букву «И» в воздухе пальчиком, а затем выложим на столе с помощью счётных палочек. (дети выполняют)
- Молодцы!
Динамическая пауза.
Игра «Делай, как я!»
- И!- со мною вместе пойте.
- И! – в улыбке рот откройте!
- И! – споём мы высоко.
-И! – протянем низко.
- И…- как будто далеко.
-И… - мы слышим близко.
-И! - шепнём.
-И! – крикнем звонко.
-И,- тихонько.
-И!- так громко!
Все теперь мы будем знать:
Вот как может. И звучать!
Пальчиковая гимнастика (Пальцы сложить согласно тексту)
В доме весёлом,
С длинным окошком
И улыбается всем понемножку.
Индюк, игрушка, избушка, игла,
А пятая – вкусная в банке икра.
Заключительная часть:
Давайте вклеим в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются со звука [И].
Игра с картинками «Раз, два, три» (для лучшего запоминания новых слов, начинающихся на звук [и])
-Ребята, надо назвать только те картинки, которые я покажу и точно в таком же порядке. Затем поочерёдно покажу три картинки из восьми – девяти, произнося только «Раз, два, три» Вы должны в том же порядке воспроизвести три слова, при произнесении которых обязательно выделяете звук [и].
Рефлексия.
- С каким звуком и буквой познакомились?
- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [и]?
- Чем отличается звук от буквы?