Ольга Владимировна Коняева
Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Звук и буква [М]»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
Детский клуб «Чайка»
по обучению грамоте детей 5-6 лет
«Звук и буква [М]»
Автор:
Коняева Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет „Звук и буква [М]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
первой квалификационной категории
г. Оренбург, 2018
Тема: Звуки [М], [М'] и буквы М, м.
Цель: формирование у детей 6-7 лет представления о звуках м – м’, о строчной и заглавной букве «Мм».
Задачи:
Формируемые УУД: распознавать звук [Ми [М'] и букву Мм, уметь давать характеристику звукам [М], [М'] с опорой на цветовые схемы, находить их место в слове; составлять прямые и обратные слоги; определять звонкость согласных;
- формировать навык самоконтроля и самооценки;
- следить за аккуратностью при выполнении работы;
- развивать общую, мелкую моторику рук и артикуляционную моторику.
Раздаточный материал: на столе у каждого комплект: цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь «От А до Я».
Словарная работа: буква, звук, гласные, согласные, твёрдые, мягкие.
Предшествующая работа: дидактические игры на развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя.
Ход занятия:
I Организационный момент:
(Дети встают в круг)
Педагог: Дети.
-Вы готовы глазки? (прикрывают глазки)
-Вы готовы ушки? (натирают уши)
-Вы готовы ручки? (хлопают в ладоши)
-Вы готовы ножки? (хлопают по коленкам)
-Вы готовы дети? (обнимают себя и говорят -Да)
II. Эмоционально-волевая регуляция
Упражнение «Корзина для мусора»
П: -А сейчас мы положим в корзину для мусора все, что было плохое и грустное. Можно говорить вслух, а можно про себя. Затем руки отряхнули, плечи расправили и приготовились к следующему упражнению.
III. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика «Задуй свечу»
- Сделайте глубокий вздох и разом выдохните весь воздух (задуйте одну большую свечу).
2. Работа над дикцией
- Повторите за мной текст сначала очень медленно, затем чуть быстрее, потом очень быстро.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот. (дети повторяют)
IV. Повторение изученного материала
Игра «Мяч по кругу»
- Ребята, у меня в руках волшебный мяч. Кому я кину мяч, тот пропоет изученные нами гласные звуки и возвращает мяч.
П: -Что происходит при произношении гласных звуков?
Д:(воздух выходит свободно и их можно пропеть).
-В каком домике они живут? (в красном)
-Какие еще бывают звуки? (согласные)
-С каким из них мы знакомы? (н, нь)
-В каком домике они живут? (в синем и зеленом)
-Чем отличаются согласный звук от гласного? (При произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть, а при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой).
(Дети садятся на свои рабочие места. Напомнить об осанке.).
V. Усвоение нового материала:
1. Игра «Загадки и отгадки»
- А сейчас послушайте загадки:
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет –
Тогда перестанет.
(Муха)
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего – одна игрушка.
(Матрёшка)
-Назовите первый звук в этих отгадках (М). Произносим звук изолированно, без призвука гласного (Э).
- А скажите, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем).
2. Игра «Определи место звука в слове»
- А сейчас мы поймаем звук М и поселим его в звуковой домик.
-В слове молоток где прозвучал звук (М? Там и загорится огонёк синего цвета. Почему? Потому что звук прозвучал твёрдо.
Дети закрашивают квадрат вначале домика синем цветом.
(И так далее определяют звук в словах ромашка и дом).
3. Физминутка
-Молодцы. Давайте немного отдохнем. Встанем в круг и разомнемся!
Руки вверх вы поднимите,
В стороны, а так - же вниз.
Руки в боки не лениться-
Влево, вправо наклонись,
Приседаем и встаем
Трудимся, не устаем!
Изучаем букву ЭМ.
Бодрость духа дарим всем!
4. Игры на развитие фонематического слуха
- А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»
-У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
Мак, мороз, метла, масло, мёд, молоко. (показывают рисунки, а дети поднимают карточки)
- Всё отлично, молодцы!
5. Игра «Слоговые домики»
-А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.
(пальчиковая гимнастика)
П: - Пальцы сжаты в кулак и поочерё дно выпрямляем пальцы одной руки:
- 1,2,3,4,5
Вышли пальцы погулять
Этот пальчик-самый сильный,
Самый толстый и ленивый.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик –самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый
Этот пальчик хоть и мал,
Он и ловок и удал.
П:- Посмотрите в свои рабочие тетради. Буква М написана в левом уголке, в правом – её шуточное изображение. Стихотворение И. Блюмкина.
Буква М известна всем.
Посмотри, как палочки
Прочно держат галочку.
- Сколько в ней элементов? (Ответы детей)
- Сложим её из палочек.
- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
(Дети пишут в слоговом домике букву М слева от гласных. Читают слоги МА, МУ, МЫ.
- Дети, определите первый слог в названиях нарисованных предметов и соедините с соответствующим слоговым домиком.
VI.Рефлексия
- Вот наше занятие подошло к концу, скажите с каким звуком мы познакомились?
-Они какие?
- Какой буквой этот звук обозначается?
- Молодцы!
-Оцените свою работу цветными карточками (зеленый цвет- наименьшее кол-во ошибок, желтый- 1-2 ошибки, красный- много ошибок)