Гурьева Галина Михайловна
Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной группе «Звук [С] и буква «С»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:1. Образовательная: Познакомить детей со звуком «С» и буквой С.
Чтение слогов с буквой С. Анализ слов. Закрепление правильного произношения звука «С» в речи детей.
1. Развивающая: Развитие фонематического слуха и формирование звука «С» в произношении воспитателя и ребенка. Развитие навыков звуко - слогового анализа слов. Формирование памяти, мышления, внимания, речи детей.
2. Воспитательная: Привитие любви к занятиям, бережное отношение к окружающему миру.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Оборудование: предметные картинки, буква С, схема для составления и чтения слогов, тетради, карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
а) Настрой детей в кругу. (Входит Снеговик и приветствует всех, проводит:
б) беседу о временах года.
С: Какое сейчас время года на улице?
Д: Зима.
С: Почему? Ответы детей (стихи, загадки, приметы)
Игра «ХОРОШО И ПЛОХО»
С: Время года зима – это хорошо или плохо?
Д: Если хорошо – Почему? Если плохо – Почему? Ответы детей.
в) Дети садятся за столы (обратить на осанку детей, вспомним :
наши глазки внимательно смотрят, ушки внимательно слушают, а наш язычок нам помогает).
2. Знакомство со звуком «С» и буквой С.
Ребята, внимательно рассмотрите картинки. Кто изображен на первой картинке – САМОЛЕТ.
На второй – САПОГИ, на третьей – СОБАКА.
В: Чем эти слова похожи?
Д: Все эти три слова начинаются со звука «С».
В: Игра: «ОТГАДАЙ И ЗАКОНЧИ СЛОВО» (отгадывание загадок)
- Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло? (СОВА)
- Жил - был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок-
Взрослая. (СОБАКА)
_ И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются,
Они – морские … (СВИНКИ)
В: Назовите слова, которые были в отгадках? (сова, собака, свинки)
В: Ребята, а чем похожи эти слова?
Д: Все слова начинаются со звука «С».
В: Дети произносят звук «С» С-с-с-с-с…
В: Во время произнесения звука «С», где находится язычок?
Д: язычок упирается в зубки.
В: А какой он звук «С»? - СОГЛАСНЫЙ.
- почему? Звук не поется.
- А еще какой? Глухой.
- А как вы догадались? Да звук «С» - глухой.
Снеговик проводит: «ИГРА СО ЗВУКОМ «С»
1. Придумайте слова, в которых есть звук «С» : (снег, санки, сапожки, свитер, солнце, снеговик, Снегурочка, снегири) – на зимнюю тему.
2. А теперь назовите овощи, одежду, транспорт, домашних животных, в которых есть звук «С» : свекла, редиска, капуста, свитер, сапоги, носки, автобус, самолет, троллейбус, собака, свинья.
В: проводит: «ИГРА НА ВНИМАНИЕ»
Воспитатель читает слова (если звук «С» в начале слова ребята хлопают в ладошки, если в середине поднять правую руку, если в конце слова топнуть ногой, итак начинаем) будьте внимательны: СТУЛ, ЛИСА, СНЕГОВИК, ЛЕС, ДОСКА, РЕДИС, САМОЛЕТ, СОСУЛЬКИ.
3. Физминутка
- Первые садятся дети, чье имя начинается с согласного звука «С» : Саша, Сережа, Самир, Салават, Света, Семен, Савва, затем, чье имя начинается с гласного звука : Аня, Алена, Оля, Евангелина, Олег, Егор, Ульяна, Инесса, Алеша, Андрей, Ярослав, Алина, а затем садятся остальные (согласные звуки).
В: С каким звуком мы познакомились? Звук «С».
- А мы можем написать этот звук? Нет. Почему?
Д: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.
В: На что похожа буква «С»?
Ответы детей : на полумесяц, половинка бублика, половина колеса.
4. Воспитатель показывает на доске написание буквы «С»
Дети пробуют написание буквы «С» в тетрадях.
5. Составление и чтение слогов звука «С» с гласными: А,О,У, И,Е,Ы
(Самокат, самолет, салфетки, салат, сом, сосиски, собака, суп, суббота, сирень, сумка, сиденье, семечки, семена, сыр, сырники)
6. Работа над предложением.
В: Называет слова, а дети составляют предложение, а затем схему: СНЕГ, САНКИ, СНЕЖИНКИ (Можно дать образцы схем) Снег. Падает снег. Кружатся пушистые снежинки
7. Итог занятия
- С каким звуком мы познакомились? Какой он?
- Что понравилось на занятии?
- А что было для вас трудным?
- А как вы оцениваете работу ваших сверстников? Кто был самым активным? И наоборот
- А я хочу вас поощрить - за полные ответы.
- за правильное составление и чтение слогов.
- за аккуратное письмо.
- за хорошее поведение.
- за активное участие
Занятие закончено. Снеговик поблагодарил всех за приглашение на занятие.