Вера Антонова
«Билборд вопросов», говорящая среда. Формирование вопросительных высказываний у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Без специально организованного обучения у детей с тяжелыми нарушениями речи не возникает речевой активности, не может сложиться общение без слов с окружающими, не развиваются коммуникативные умения, в том числе, затруднено формирование вопросительных высказываний.
Эффективным авторским приемом в нашей работе стал «Билборд вопросов» - щит (большая доска с прищепками, на котором размещаются вопросы детей, возникающие в ходе различных видов деятельности, обсуждения предметов и явлений тематического дня или недели, после прочтения информации из энциклопедии, во время беседы, интеллектуального спора; или необычные вопросы, давно интересующие какого-либо ребенка.
Создание такого необычного предмета было общим решением взрослых и детей, а целью билборда стало не просто хранение интересных вопросов, а создание условий для речевой и познавательной активности, развития детской инициативы.
Работая с «Билбордом вопросов» некоторые дети зарисовывали вопросы, умеющие писать (печатать) дошколята – записывали, или вопрос записывал взрослый: педагог или родители, так как некоторые вопросы дети формулировали дома. К тому же и к поиску ответов на вопросы также активно подключались наши родители воспитанников, часто сопровождая ответы дополнительным материалом, книгами, играми и увлекательными сообщениями.
Интересно, что на завершающем этапе работы некоторые дети могли самостоятельно классифицировать свои вопросы, распределяя их на билборде, ориентируясь на соответствующую символику.
Такой элемент «говорящей среды» помогал нам мотивировать детей спрашивать и рассуждать, повышая интерес дошкольников к совместной поисковой, исследовательской, игровой, коммуникативной деятельности, делая при этом родителей воспитанников активными участниками образовательного процесса.