Ирина Аспидова
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательных рассказов об игрушках при помощи мнемотаблицы» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД по развитию речи «Составление описательных рассказов об игрушках с использованием мнемотаблицы» для детей 4-5 лет
Задачи:
Образовательные:
-формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице
-расширять знания детей об игрушках, их внешнем виде, материале
-стимулировать речевую активность детей через ответы на вопросы
-активировать в речи детей прилагательные
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Составление описательных рассказов об игрушках при помощи мнемотаблицы“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие :
-развивать связную монологическую речь детей посредством составления описательного рассказа
Воспитывающие :
-воспитывать умение слушать товарищей
-воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Словарная работа: меховые, плюшевые
Предварительная работа: отгадывание загадок; чтение стихов из цикла «Игрушки» А. Барто, рассматривание игрушек, дидактическая игра «Магазин игрушек».
Индивидуальная работа: Вика С- отрабатывать умение отвечать на вопросы полным предложением, Стас Т – правильное описание по карточке
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: игрушка медведя, игрушки для описания : мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина; корзина; схема составления рассказа об игрушках.
Раздаточный: картинки с изображением игрушек, смайлики
Методическое обеспечение: Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.
Ход занятия:
Вводная часть:
(Дети стоят полукругом возле стульчиков группе)
-Дети, посмотрите друг на друга, на наших гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг, и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Артикуляционная гимнастика:
1. Улыбка. (Удерживание губ в улыбке, зубы не видны).
2. Трубочка. (Вытягивание губ вперед длинной трубочкой).
3. Заборчик. (Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны).
(Дети садятся на стульчики).
Показываю детям игрушку медведя
-Дети, к нам пришел Мишка со своими игрушками. А с какими, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
(Игрушки находятся в корзинке).
-Давайте отгадаем загадки и узнаем, что принес нам Мишка
Основная часть:
Загадываю детям загадки
Загадки:
-Догадайся кто такой?
Если бьешь его рукой,
Он совсем не плачет,
Только выше скачет.
-Что это (Мяч).
(Выставляется мяч).
-Любит наряжаться свечка
В разноцветные колечки.
Надевай скорее, ну же:
Снизу — шире, сверху — уже.
-Что это (Пирамида).
(Выставляется пирамида).
-Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки аленькие.
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.
-Что это (Кукла)
(Выставляется кукла).
-Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка).
(Выставляется матрёшка).
-Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса. (Машина).
(Выставляется машина).
-Какие игрушки принес Мишка, назовите их по порядку (мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина).
— Как можно назвать, одним словом все это (Игрушки).
— Правильно, молодцы. Это все игрушки.
-Для чего нужны игрушки?
-Дети, а Мишка принес с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы его научили рассказывать об игрушках. Поможем Мишке?
-А что бы составить рассказы об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (даю объяснения по схеме).
-Вот этот знак нам говорит о том, что нужно сказать название игрушки.
Затем следуя по схеме нужно сказать про цвет игрушки. Игрушки бывают разные : красные, желтые, зеленые, синие.
-Дальше мы будем говорить, о форме игрушки. Игрушки бывают круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
-Затем нужно рассказать о величине игрушки. По величине, игрушки бывают большие и маленькие.
-Дальше нужно рассказать, из какого материала сделана игрушка. Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха
Затем нужно рассказать из каких частей состоит игрушка.
У игрушек есть части. Например, машина состоит из кабины, дверей, колёс.
-А у куклы, что есть (Голова и туловище. На голове — уши, глаза, нос, рот, на туловище — руки, ноги).
-А ладошка нам говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с куклой? Её можно катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать.
-Сейчас послушайте, как правильно нужно рассказать об игрушке. Это пирамида. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она большая. Пирамида сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пирамиду можно собирать и разбирать.
-Сейчас еще раз посмотрим на схему. Вика, нам кратко повторит, как надо описывать игрушку. (Название игрушки, цвет, форма, величина, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как можно играть).
-Молодец, правильно.
(Рассказы 4-6 детей, после каждого рассказа провожу анализ рассказа от имени Мишки, отмечая соответствие, последовательность и выделение признаков игрушки, действий с игрушкой).
-Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился рассказывать об игрушках. Он говорит вам большое спасибо, давайте немного поиграем, а Мишка посмотрит на нас.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть (дети шагают на месте).
Кукла-куколка, бай-бай,
Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу).
Флажок за палочку возьму,
Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх).
Скачет мячик как живой (прыгают на месте,
Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол).
Кубик к кубику кладём,
Строим, строим новый дом ( дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый,
Сели мы в машины,
Зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле)
-Послушайте стихотворение.
Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
— Жалко вам зайку?
-Почему?
-Почему зайка остался под дождем?
-Будете разбрасывать свои игрушки?
-Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят. (Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры убирать их на свое место).
-Правильно дети, игрушки надо беречь.
-Дети, давайте вспомним, кто к нам в гости пришёл (мишка)
— С чем он к нам пришёл в гости (с игрушками)
-Как называются игрушки, сделанные из железа (Железные игрушки).
-А из дерева (Деревянные игрушки).
-Из резины (Резиновые игрушки).
-Из меха (Меховые игрушки).
— Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые игрушки. (Плюшевые игрушки. (Хором.)
-Ребята, а теперь игрушки хотят поиграть с нами в прятки
И г р а «Какая игрушка спряталась».
На фланелеграфе выставляю картинки с изображением игрушек. Детям раздаю картинки с изображением игрушек. Дети называют их. Затем детям предлагается закрыть глаза. В это время убираю одну игрушку на фланеграфе. Дети открывают глаза и угадывают какая игрушка спряталась, отвечают полным ответом (мишка спрятался). У кого спрятанная игрушка подходит и ставит ее на фланелеграф. Игра повторяется.
Заключительная часть:
-Дети, что мы сегодня научились составлять?
-Какие бывают игрушки (деревянные, резиновые, железные, плюшевые)
-Молодцы! Все справились, правильно составили рассказы об игрушках, Мишка говорит вам спасибо. Он теперь знает, как нужно рассказывать об игрушках, а после стихотворения и вашего рассказа он будет убирать игрушки на места.
— Если вам понравилось рассказывать об игрушке, подарите мишке веселый смайлик, а если не понравилось, то подарите грустный смайлик.
-Что вам понравилось?
-Что не понравилось?
— А теперь мишке пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с ним, скажем ему До свидания!
Приемы: загадки, образец рассказа, вопросы, план рассказа, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, указания, оценка.
Авторские публикации
• Мини-проект «День космонавтики»
• Презентация «Страницы книжной истории»