Светлана Терехова
Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем
▼ Скачать + Заказать документы
Унылая пора, очей очарованье
Задачи.
1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы Т. А. Ткаченко.
2. Развивать монологическую речь.
3. Учиться строить высказывания с причинно-следственной связью (потому что).
4. Закрепить и обобщить знания об изменениях в природе осенью.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
5. Уточнить и обобщить представления у детей об условиях жизни растений, животных и людей осенью.
6. Формировать эстетическое отношение к осенним явлениям.
Предварительная работа.
1. Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т. А. Ткаченко.
2. Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за листопадом, разнообразием и красотой осенней природы.
3. Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.
4. Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду».
5. Рассматривание пейзажных картин об осени в творчестве разных художников: И. И. Левитан «Золотая осень», Ю. И. Жуковский «Синяя вода. Золотая осень», И. И. Шишкин «Парк в Павловске», Р. Романов «Осень».
6. ИЗО-деятельность: рисование «Осень в парке», аппликация «Красивый осенний букет», аппликация «Осеннее дерево» (мозаика из бумаги).
7. Чтение стихотворений об осени. Например: Н. Павлова «Осенью», И Бунин «Листопад», В. Бианки «Готовятся к зиме», «Прячутся», «Белкина сушильня», Е. Благинина «Если встанешь на заре», К. Ушинский «История одной яблоньки».
8. Заучивание наизусть стихотворений об осени С. Маршака, Е. Трутневой, А. Плещеева.
Материалы к НОД.
1. Репродукции картин с пейзажами осени.
2. Схема Т. А. Ткаченко к описательным рассказам о временах года.
3. Букеты осенних листьев, колосьев, цветов для украшения группы.
4. Работы детей по ИЗО на тему осени.
Ход НОД.
Группа украшена букетами осенних листьев, колосьев, цветами и плодами – дарами осени. На стенах - работы детей по ИЗО-деятельности на тему осени.
Воспитатель читает стихотворение под негромкую музыку.
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.»
Воспитатель. Ребята, о каком времени года это стихотворение?
Дети. Об осени.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об осени. Вы расскажете мне все, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим с вами картины осени и будем составлять по ним рассказ. А сейчас расскажите мне о том, каким стало ваше настроение, когда вы услышали эти стихотворные строчки, эту негромкую музыку и увидели эти осенние букеты?
Дети. Немного грустное, сказочное.
Воспитатель. А как вам кажется, почему это стихотворение вызывает такие чувства?
Дети. Стихотворение об осени грустное, потому что осенью день становится короче, реже светит солнышко, часто бывают туманы, чаще идут дожди, облетают с деревьев листья, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель. Да, ребята, после веселого, жаркого лета наступает осень с ее частыми дождями, холодными ветрами, серыми тучами. Но разве осень вся такая – хмурая да серая?
Дети. Нет, осень бывает разная – теплая, бархатная, золотая, щедрая на урожай, а бывает и пасмурная, дождливая, хмурая. Это - поздняя осень.
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня я принесла вам картины осени (открывает детям картины). Они разные, как и сама осень. И рассказы об этих картинах у вас тоже будут разные. Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали, нам поможет в этом наша схема-помощница. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать о чем-то одном, что связано с осенними явлениями, а вместе получается один большой и красивый рассказ :
первое окошко - солнце. Кто скажет, как солнце греет и освещает землю осенью? (ранней осенью солнышко еще светит ярко, но греет не так жарко, как летом, а поздней осенью – солнце уже не поднимается так высоко, и не согревает землю своим теплом).
второе окошко - небо. А что вы расскажете об осеннем небе? (ранней осенью небо еще голубое, но появляются тучки, моросит мелкий дождик, а поздней осенью – небо низкое, хмурое, пасмурное,дожди все чаще, ветер холоднее, по ночам бывают даже небольшие морозцы, а по утрам туман).
третье и четвертое окошко - земля и деревья. Что происходит осенью с травой и деревьями? (ранней осенью трава желтеет и постепенно исчезает, вянут цветы, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холодней, а потом и на нижних ветках, в золотую осень все деревья надевают свой яркий наряд: березы и липы – желтеют, осины – краснеют, а поздней осенью листья с деревьев совсем облетают, только елочки до сосны стоят зеленые).
пятое окошко – одежда людей. Как одеты осенью люди? (постепенно люди одеваются все теплее и теплее – надевают куртки, плащи, сапоги в дождливую погоду, часто берут с собой зонт от дождя).
шестое и седьмое окошко – изменения в жизни зверей и птиц. Расскажите, что вы знаете об этом. ( осенью дикие звери готовятся к зиме: заяц меняет серую шубку на белую, чтобы прятаться на снегу от лисы, белка тоже меняет цвет своей шубки, чтобы ее не было заметно среди деревьев и запасает на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать до самой весны; а птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны, синички, клесты).
восьмое окошко – игры и занятия детей осенью. Чем мы занимаемся осенью? (Осенью школьники идут в школу; ранней осенью дети помогают взрослым собирать урожай в садах и огородах, в детском саду на прогулке собираем красивые осенние листья в букеты для украшения группы, делаем кормушки на зиму для птиц).
Воспитатель. Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали все, что знаете об осени. Теперь давайте послушаем стихотворения об осени.
Дети читают стихотворения
С. Маршак
Ранним утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.
Е. Трутнева
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит, должно быть, это
Улетает наше лето.
И летят…летят. летят.
А. Плещеев
Птицы стаями летят,
Грустно. Дождь и листопад,
Ветер тучи в небе носит,
Потому что это осень.
Птички улетели.
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны-темны ночи.
Воспитатель. Молодцы, спасибо. А теперь немного отдохнем и сделаем упражнение «Осень».
Проводится физкультминутка «Осень».
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал,
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель. А теперь давайте послушаем ваши рассказы об осени целиком. Кто хочет попробовать?
Дети составляют рассказы по картинам, опираясь на схему, остальные - дополняют рассказ.
Воспитатель. Еще у меня для вас припасены осенние загадки:
(желательно картинки-отгадки)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)
Обидно ему: при погоде хорошей
Он где-то в углу позабыт - позаброшен,
Но стоит испортиться только погоде -
Вдруг вспомнят о нём, и гулять с ним выходят. (Зонтик)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
Воспитатель. Ну вот, ребята, закончилось наше осеннее путешествие.
Скажите, пожалуйста, какой чей рассказ об осени вам понравился больше всего и почему. (анализирует ответы детей)
Воспитатель. Вы очень хорошо описали все признаки осени, и оказалось, что не такое уж и грустное это время года. Многие поэты, художники и композиторы любили осень за ее поэтичность, яркость красок и переменчивость погоды. Вот и я хочу в конце занятия прочитать свое любимое стихотворение А. Толстого «Осень» :
Осень! Осыпается весь наш бедный сад…
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Спасибо, наше занятие окончено.