Елена Новикова
Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Уважаемые коллеги педагоги и воспитатели!
Если ребёнок не может связно и последовательно рассказывать о событиях окружающей жизни, подключите к решению проблемы использование мнемотаблиц (мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация). Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания составляет опору и выступает системообразующим каркасом, структура которого используется при составлении рассказов. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
Публикация «Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Вашему вниманию представлена серия мнемотаблиц с примерными рассказами, подобранных по лексическим темам. Каждая модель представляет собой шестиклеточный бланк-таблицу с символами и картинками, максимально приближенными к речевому материалу, по заданной теме. Использование данных таблиц при обучении связной речи можно начинать со средней группы (возраст 4-5лет).
При обучении развернутому высказыванию необходимо сформировать у детей элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец, и построить работу в несколько этапов.
Этап I. Рассмотреть таблицу и разобрать то, что на ней изображено.
Этап II. Преобразовать абстрактные символы и картинки в образы.
Этап III. После перекодирования воспроизвести рассказ с опорой на символы и картинки, при этом создавать сам рассказ должны дети, прибегая к незначительной помощи (на более поздних этапах, или составлять рассказ по наводящим вопросам взрослого (на более ранних этапах).
Поэтапное формирование связной монологической речи базируется на закономерностях фразового онтогенеза и включает усложнение синтаксического стереотипа: однословные предложения двусоставное предложение предложение из нескольких слов сложное предложение развернутое повествование.
Вы можете опираться на описанные примерные рассказы и создавать новые.
Предлагаю Вашему вниманию часть своих разработок, возможно кому-то пригодится в своей работе.