Любовь Нарожная
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [М] и буквой М»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять навыки: - определения позиции звука в слове;
- звукового анализа слов «Маша», «Миша»;
- нахождения заданного звука в словах,
- дифференциации звуков по твердости, мягкости,
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Знакомство со звуком [М] и буквой М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- печатания буквы по клеточкам.
Развивающие:
Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие;
- речевое дыхание.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Ход деятельности:
Организационный момент.
Психологический настрой.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
- Ребята сегодня на занятие к нам пришли гости Маша и Миша.
- Скажите, какой первый звук в имени Маша? (М). Миша? (Мь)
- Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками М - Мь.
Характеристика звуков «М», «Мь»
- Произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
- Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы, его нельзя спеть)
- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
- Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый)
- Какого цвета «рубашка» звука «М»? (Синяя)
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)
Игра «Поймай звук М»
- Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …
Определение места звука в слове. Игра «Где живет звук»
-Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Предлагаю вам поиграть в игру «Где живет звук М?».
-Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.
- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук М.
Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь
Игра «Раз, два, три, домик свой найди»
- Ребята, Маша еще маленькая и пока не ходит в школу. Они с Мишей готовятся к школе, также как вы изучают звуки и буквы. И сегодня они предлагают вам поиграть в одну интересную игру «Раз, два, три, домик свой найди». Посмотрите, на полу лежат обручи синего и красного цвета. В синем обруче живут согласные звуки, в красном – гласные.
Задание: Под музыку вы бегаете вокруг «домиков». Как только музыка закончилась, нужно остановиться и внимательно послушать, какой звук я назову. Если гласный, все занимают красные домики, согласный – синие.
«Сюрприз от Маши и Миши». Деление слов на слоги.
Составление предложений по картинке.
- Посмотрите, ребята, у Маши в руках корзинка с конвертами. Пока мы играли, Маша с Мишей приготовили для вас небольшие сюрпризики. В конвертах находятся разрезные картинки. Берите конверты, проходите за столы и попробуйте собрать картинки.
(Дети собирают разрезные картинки)
- Назовите, что изображено на ваших картинках. (матрешка, мост, мышка, мяч, мед, машина, миска, морковь, мак, мухомор, малина, малыш, микрофон, метла)
- Слушаем задание: На картинку посмотри и слово на слоги раздели. (Дети делят слова на слоги).
Звуковой анализ слов «Маша», «Миша»
- Ребята, вам понравились сюрпризы от Маши и Миши? (Да)
- Давайте и мы сделаем им сюрприз. Только вот какой? ( Выслушиваются предложения детей: нарисовать картинку, сделать подарок). Интересные предложения, все это мы сможем сделать после занятия. А сейчас давайте выложим имена Маши и Миши из звуков, сделаем звуковой анализ этих слов. Думаю, что Маша и Миша очень удивятся.
- Никита, назови 1-й звук в слове Маша. (М). Расскажи о нем, дай его характеристику. (Звук «М»- согласный, звонкий, твердый, носит синюю «рубашку».
- Лиана, какой второй звук мы слышим в этом слове? (Звук «А»- гласный, носит красную «рубашку»).
- Лиля, назови следующий звук в слове Маша. (Звук «Ш» - согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом)
- И последний звук выделит Стас. (Звук «А» -гласный, обозначаем красным цветом).
(Один ребенок работает у доски с демонстрационным материалом, остальные за столами в тетрадях)
- Сколько всего звуков в слове «МАША»? (4)
- Сколько гласных звуков? (2)
-Назовите 1-й звук в слове (М, последний (А).
(Аналогично проводится анализ слова «МИША»)
- Ребята, посмотрите, чем отличаются звуковые схемы слов «МАША» и «МИША»?
(Первый звук в слове «МАША» твердый согласный, а в слове «МИША» -мягкий согласный).
- Молодцы, Маше и Мише очень понравилась ваша работа.
Знакомство с буквой М.
- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).
- Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).
- Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).
Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.
Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.
Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!
- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).
- Напишите букву М в воздухе.
- Выложите букву М из счетных палочек.
- Откройте тетради и напишите одну строчку букву М.
Штриховка «Мандарин»
Итог занятия.
- О каких звуках мы сегодня говорили? («М» и «Мь»)
- Какие это звуки? (согласные, звонкие)
Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы!