Елена Новикова
Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ознакомление с буквой –Я-»
Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Цель: создать условия для развития фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, обучения грамоте.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: Познакомить с буквой –Я-. Формировать навык чтения слогов и слов с новой буквой –Я-. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза. Формировать навык анализа предложения с предлогом. Совершенствовать навык конструирования и печатания.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности „Ознакомление с буквой Я“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Коррекционно-развивающая: Развивать речевой слух, фонематическое восприятие, зрительный гнозис, конструктивный праксис; навык ориентировки на плоскости, тонкую и общую моторику, координацию движений, творческое воображение, подражательность.
Коррекционно-воспитательная: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Методы и приёмы:
наглядные: наглядный материал;
словесные: наводящие вопросы, проблемные вопросы, беседа;
практические: показ способов действия, выкладывание букв, печатание.
Ход образовательной деятельности
Организационный этап (5 мин)
-Колокольчик позвони, всех ребят в круг собери!
-Ребята, обратите внимание не подносы.
-Как вы думаете, что в них (предлагаю детям пощупать).
-Почему вы решили, что это манная крупа?
- По каким признакам вы это определили?
-Для чего нужна манная крупа?
-Какие блюда можно из неё приготовить (Дети вступают в диалог. Высказывают свои предположения.)
-А для чего манная крупа лежит у вас на подносах?
-Проведите пальцем по поверхности крупы, что происходит (остаётся след от пальца.)
- Почему (потому, что она насыпана тонким слоем).
-А что ещё можно сделать на её поверхности?
-Что бы тебе хотелось нарисовать? А тебе?
-Как вы думаете, какая буква спряталась на дне подноса? Найдём её(Дети вступают в диалог, высказывают своё мнение, выполняют действия.)
Основная часть(17 мин)
Знакомство с буквой –Я-:
-Действительно, на самом деле, на этой поверхности можно изобразить различные предметы. Встряхните аккуратно поднос.
-Нарисуйте посередине подноса длинную вертикальную палочку сверху-вниз.
-Слева от палочки в верхнеё её части плотно к ней нарисуйте полукруг.
-От полукруга сверху-вниз, справа налево, наискосок пририсуйте короткую палочку. (одновременно, рисую на доске мелом)
-Что у вас получилось?
-Кто знаком с этой буквой (это буква-Я-).
-Из каких элементов она состоит (из 3-х: длинной палочки, полукруга и короткой палочки).
-Как вы их расположили?
-Молодцы! Получилась буква -Я-, с которой мы сегодня знакомимся.
-Как определить, какого цвета будет наша буква (обращает внимание детей на положение языка во рту, на наличие или отсутствие длинной «ниточки»). (Дети, используя тактильные навыки определяют,что нет преграды во рту, ниточка тянется, при произношении ничего не мешает, поётся голосом. Делают вывод: буква гласная, обозначается красным цветом.)
-Обратите внимание на верхнюю часть страницы букваря.
Рядом с новой буквой вы видите картинку.
Яна Яшу поздравляла,
Яше якорь вышивала!
-Вы услышали слова со звуком-Я-? Назовите их.
-Обведите в стихотворении все буквы-Я-.
-Обратите внимание на нижнюю часть страницы. Как вы считаете, есть ли там предметы, в названии которых будет звук-Я-(Дети находят и называют предметы. (ящики, яблоки, ящерицы, яма, яблоня, ягоды).
-Где в названных вами словах стоит буква-Я-(в начале слова).
-Денис, что ты сейчас делаешь(«Я сижу»).
-Посчитай, сколько слов в твоём предложении (два). Назови эти слова. (первое слово-«я», второе-«сижу»).
-Ребята, оказывается существует самое короткое слово, которое можно обозначить буквой-Я-!
-Но с этой буквой существует множество других слов. Помогите мне прочесть их. (Дети читают односложные и двусложные слова с буквой –я-.(як, маяк, яхта, Яна, Яша, яма, дядя, пятка, ягода).
Упражнение «Кто скорее?»:
(На столе стоит контейнер с магнитными элементами буквы-я-.)
-Предлагаю соревнование: кто скорее сложит большую и маленькую буквы-я-. Вы готовы? 1,2,3-начали!
-Как бы вы с помощью своих пальцев изобразили заданную букву? (работа в парах).
Игра «Назови буквы»:
-Обратите внимание на нижнюю часть странички. Что же случилось с буквами? Пока мы с вами беседовали, остальные буквы перемешались!
-Как быть?
-Какие буквы вы узнали(-я,-б,-в,-ю, -е,-ё.). (Дети вступают в диалог, находят зашумлённые буквы.)
Работа по книге «Мой букварь»:
-Что же изобразил художник на этой картинке? Рассмотрите её внимательно. (Дети составляют предложение, затем сравниваю составленные с написанными.)
-Сейчас я открою предложения, которые были написаны под картинками. Сравните, что у вас получилось?
-Посмотрите на схему под предложениями. Объясните её. Какие вы молодцы!
Заключительный этап(2 мин)
-С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Как вы считаете, нам удалось найти букву? Вы правильно выполнили все задания?
-Какие задания вам запомнились больше всех?
-Какие из заданий вам было выполнять труднее всех?
- О чём бы вы хотели рассказать дома?
-В какую игру вы хотели бы ещё поиграть?
-А сейчас вы можете продолжить работу с новой буквой именинницей и напечатать её контур у себя в тетрадях. (Организация перехода к другому виду деятельности).