Юлия Мишина
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование познавательного интереса старших дошкольников в процессе экспериментирования.
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами воды. Дать представления о разнообразных состояниях воды (вода, лед, пар, о круговороте воды в природе.
• Развивать любознательность; умение обобщать результат работы и делать выводы.
• Воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
• Активизировать словарь (бесцветная, прозрачная, жидкая, растворитель, пресная).
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Материалы и оборудование: Стакан с молоком и водой на каждого ребёнка, одноразовые стаканчики, трубочки, мелкие игрушки, бумажные полоски разного цвета, салфетки на каждого ребенка, стеклянные сосуды разной формы для показа, резиновая перчатка, краска, предметы разной формы, глобус.
Ход занятия.
Дети входят в зал. Приветствуют гостей.
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я вас всех люблю.
Желаю вам хорошо заниматься.
Слушать внимательно, ума набираться.
Дети, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, о чём в ней идёт речь.
Она и в озере, она и в лужице.
Она снежинками над нами кружится.
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это вода.
Садитесь на стулья и послушайте красивую музыку.
Звучит музыка – разнообразные звуки воды.
Воспитатель: Дети, что вы представили под эту музыку, о чём она вам рассказала?
Ответы детей (Шум воды в реке, в море).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде. Подумайте и скажите, зачем нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: (обобщает ответы детей) Кому она нужна?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете. Без воды все живое погибнет, засохнет. Вода даёт нам жизнь и здоровье. Не зря её называют «матушка», «царица».
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.
Воспитатель показывает детям глобус.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у меня в руках?
Ответы детей.
Воспитатель. Верно - глобус. А что такое глобус?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля. Обратите внимание на форму нашей планеты (дети называют, на её разноцветье (воспитатель показывает). На глобусе разными цветами обозначены моря, океаны, реки, горы, страны.
Дети, как вы думаете, что обозначено на глобусе синим цветом?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно. Синий цвет – это вода : моря, океаны, реки, озёра. На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна для растений, животных и человека, потому что она очень солёная. Жить, питаться в такой воде могут только морские обитатели. Людям для жизни необходима пресная вода - это вода без солей.
Закрепление слова «пресная».
Воспитатель: Давайте все вместе повторим и запомним это слово – «пресная».
Хоровые и индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Человек берёт воду из подземных скважин, родников, рек, очищая её на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Труд это непростой, воду нужно беречь. Как вы думаете - почему?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает детские ответы: Несмотря на то, что запас воды на Земле большой, человек расходует воды очень много. Воду надо беречь, чтобы запас её не закончился. А как можно беречь воду?
Ответы детей.
Воспитатель. Верно, вовремя закрывать кран, не засорять реки и озера.
Воспитатель: А теперь наступила пора отдохнуть.
Физкультминутка. Дети выполняют движения вместе с воспитателем.
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке (Плавательные движения руками).
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И начнём ещё разок (повторяют второй раз)
И садимся на песок. (Дети садятся на места).
Воспитатель. Вода – удивительное вещество в природе, она умеет превращаться, изменяться. Она может быть жидкой, твёрдой и даже газообразной. Дети, внимание на экран.
Показ слайдов «Вода в природе».
(пар, туман, облака, тучи, дождь, снег и др.).
Воспитатель: Видите, какая разная бывает вода в природе. Мы уже узнали, что воды для жизни человек расходует много. А как же пополняются запасы воды?
Ответы детей.
Воспитатель: Я расскажу одну историю про путешествие капельки, и всё станет ясно. Посмотрите на эту картинку и послушайте.
Показ слайда «Круговорот воды в природе».
Воспитатель: Капельки играли, переливались на солнце. Всем было очень весело. Наступила жара. Одна за другой капельки стали испаряться (превращаться в лёгкий пар) и подниматься в небо. Одна за другой, одна за другой… и получилось облачко. Оно поплыло над лесами, полями, городами и сёлами. Новые и новые капельки попадали в облако, и оно превратилось в огромную тучу, пошёл дождь. Наша капелька снова вернулась на землю, Теперь она снова жила в ручейке и готовилась к новому путешествию. Вот так пополняется запас воды на земле, а называется это явление круговорот воды в природе.
Закрепление слова «круговорот».
Воспитатель: Запомните это слово. А я предлагаю игру.
Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку».
Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам)
Он бежит по переулку,
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку, (изобразить пальцами ушки кошки над головой)
Вымыл зонтик у прохожих, (изобразить руками над головой зонт)
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым дождик стал,
Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).
Воспитатель: Мы уже много узнали о воде. А теперь познакомимся поближе с ней и проделаем с ней несколько опытов.
Но прежде чем приступить, давайте вспомним правила проведения опытов.
Не толкать соседа во время работы.
Сначала внимательно послушать, посмотреть, потом повторить.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Опыт 1. «Вода не имеет вкуса и запаха».
Воспитатель: Дети, скажите, какой на вкус лимон?
Ответ детей.
Воспитатель: А конфеты?
Ответ детей.
Воспитатель: А какой же вкус у воды?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Давайте проверим. Попробуйте через соломинку воду из стакана. Есть ли у неё вкус? А запах? Понюхайте воду.
Дети выполняют задание, делают выводы.
Воспитатель обобщает ответы детей.
Вывод: вода – не имеет вкуса и запаха.
Опыт 2. «Вода это жидкость».
У детей два пластиковых стаканчика, один с водой, другой – пустой.
Воспитатель: Дети, перелейте воду из одного стакана в другой.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Почему вода льётся? Какая она?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, вода жидкая, её называют жидкостью. Она течёт.
Опыт 3. «Вода прозрачная, не имеет цвета».
Воспитатель: Дети, что налито в ваших стаканах?
Ответы детей.
Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока.
Дети выбирают, объясняют выбор.
Воспитатель: Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. Есть у воды цвет? Что можно сказать о цвете воды?
Ответы детей (Она бесцветная).
Воспитатель:
Открою вам, друзья, секрет:
А у воды ведь цвета нет.
Цвет подобрать к ней невозможно.
Она бесцветна, это точно.
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком и мелкие игрушки. Воспитатель предлагает детям опустить в молоко любую игрушку.
Воспитатель: Видна ли игрушка в молоке?
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь опустите другую игрушку в воду. Видна ли там игрушка?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт 5. «Вода не имеет формы».
Воспитатель: На ваших столах лежат предметы, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) Какой формы предметы?
Ответы детей.
Воспитатель: Положите их в разные стаканы. Форма изменилась?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, их форма не изменилась, она не зависит от того, где они лежат. А есть ли форма у воды?
Ответы детей.
Воспитатель: А вот с водой совсем по-другому.
Демонстрация опыта воспитателем.
Воспитатель: Перельем воду в колбу, пробирку, в резиновую перчатку. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой. Скажите, что происходит с формой воды?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода не имеет формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Итог занятия.
Воспитатель: Мы сегодня очень много узнали о воде. Что вам запомнилось?
Кому нужна вода? Зачем нужна? Нужно ли её беречь? Почему вода на земле не кончается?
Есть у воды цвет, запах, вкус, форма?
(Вода - это прозрачная жидкость, не имеющая цвета, запаха, вкуса, формы, её надо беречь).
В конце нашей встречи я прочитаю вам стихотворение:
Свойства вы воды познали,
Много нового узнали.
Вы водою дорожите,
И с водою вы дружите.
Чтоб чудесная вода
В дом твой радость принесла.