Наталья Кутепова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Образовательные : ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять одни предметы и не может растворять другие предметы); развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной);
2. Воспитательные: развивать социальные навыки (умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту); прививать бережное отношение к воде;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека;
2. Проведение занятий – экспериментирований с водой;
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка» и др. ;
5. Чтение художественной литературы.
Материал для занятия:
-стеклянные стаканчики, тарелки, баночки;
-вещества: соль, сахар, растительное масло;
-предметы круглой и квадратной формы;
-иллюстрации с изображением водоёмов, водохранилищ;
-кипятильник.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Вос-ль: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. А что делают в лаборатории (ответы детей) Правильно, проводят различные опыты. Ребята, сегодня мы будем проводить опыты с одним очень важным в жизни человека веществом, но чтобы отгадать что это за вещество я вам загадаю загадку: Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(ответ детей – вода)
Вос-ль: Молодцы, ребята! Это вода. А подскажите мне, где мы можем встретить воду у нас в городе (ответы детей – в фонтанах, в реке, в кране и т. д.) А что делает у нас вода в фонтанах, реке, кранах (ответы детей – вода плещется, течёт, журчит, льётся, переливается, бежит)
Вос-ль: Вы сказали: «вода льётся журчит». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: стеклянная.
Вос-ль: Как нужно с такой посудой обращаться?
Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг о друга, т. к. можно разбить.
Вос-ль: Давайте. и. проведут небольшой опыт: возьмут по бутылке с водой и выльют немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает у детей, почему они смогли вылить воду из бутылочки на блюдечко, почему вода растеклась по блюдечку?
Дети: вода жидкая.
Вос-ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у нас на столе лежат кубик и шарик. Какой они формы?
Дети: кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Вос-ль: Если мы их возьмём в руки, положим на стол, они изменят свою форму?
Дети: нет, форма не меняется.
Вос-ль: А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведё м опыт: нальём воду из бутылочек в стакан и в баночку.
Самостоятельная работа детей.
Вос-ль: Итак, что произошло с водой когда мы её налили в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: форму баночки.
Вос-ль: Правильно!А когда воду налили в стакан?
Дети: форму стакана.
Вос-ль: Значит, можно сделать вывод, что вода не имеет собственной формы, а принимает форму того предмета,. ?
Дети: форму этих предметов.
Вос-ль: Молодцы! А сейчас, чтобы немного отвлечься, я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос «вода – это хорошо. Почему?», другая «вода – это плохо. Почему?».
Итак, начали: «вода – это хорошо. Почему?»
Дети: вода нужна для питья, чтобы умываться, мыть руки, водой можно закаляться, играть, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, растения.
Вос-ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем вторую команду: «вода – это плохо. Почему?»
Дети: если в жару напиться холодной воды, можно заболеть, горячей водой можно обжечься, можно пролить воду на пол, поскользнуться и упасть, если часто поливать растения они могут погибнуть, если не умеешь плавать можно утонуть, бывают наводнения и вода разрушает дома, гибнут люди.
Вос-ль: Молодцы, ребята! С заданием справились обе команды.
А теперь давайте немного отдохнё м: встаём, повторяем за мной слова и движения.
Физминутка: А часы идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт
(наклоны вправо, влево)
А в часах сидит кукушка
У неё своя избушка.
(садятся, показывают избушку-руки над головой)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(приседания)
А часы идут, идут,
(ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают.
(замедление темпа хода)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(дети останавливаются)
Вос-ль: Вот мы немного размялись, приступаем к следующему опыту. Ребята, подойдите к моему столу. У меня здесь три стаканчика, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Первая загадка: Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал - там и пропал.
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют правильность ответа.
Вторая загадка: Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
Убирает вторую салфетку.
Третья загадка: Желтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде – пенится,
Брызгается и шипит.
(масло)
Вос-ль: Ребята, а почему сахар и соль боятся воды?
Дети: потому что они в ней исчезают.
Вос-ль: Предлагаю провести опыт. Бросим в один стакан сахар, а в другой соль, размешаем.
Самостоятельная работа детей.
Вос-ль: Посмотрите, действительно, сахар и соль растворились в воде. Ребята, а все вещества растворяются в воде (ответы детей) А если мы в воду нальём подсолнечное масло?
Проводится опыт.
Вос-ль: Смотрите, масло не растворилось в воде, оно осталось плавать на поверхности воды. Какой же мы сделаем вывод? Что одни вещества могут растворяться в воде, а другие. (ответы детей)
Вос-ль: Ребята, мы много провели опытов с водой, узнали о её свойствах и мы знаем, что человек ни дня не может прожить без воды. А какая же всё таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется: «какая бывает вода?»
ИГРА: дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопрос, бросает мяч, ребёнок отвечает (минеральная, водопроводная, безвкусная, болотная, родниковая, речная)
Вос-ль: Ребята, вода – это одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?
Дети: вода – это жидкость;
вода не имеет формы;
вода может нагреваться, быть горячей;
вода может растворять одни предметы и не может другие;
вода может испаряться, т. е. пар – это тоже вода.
Вос-ль: Вода добрый друг и помощник человека. Давайте послушаем стихотворение Н. Рыжовой «Волшебница вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Вос-ль: Действительно, без воды не возможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.