Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников через моделирование»

Любовь Владимировна Хамёнок
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников через моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательной активности дошкольников через моделирование

Наиболее эффективный путь развития познавательной активности у дошкольников – это использование поисковой деятельности, включающей в себя активное наблюдение, экспериментирование, исследовательскую работу и моделирование.

Моделирование в играх-экспериментах способствует совершенствованию игрового опыта детей, создавая базу для обогащения их представлений о свойствах и качествах предметов окружающего мира. Этот метод, разработанный на основе идей Л. А. Венгера, основывается на принципах замещения и наглядного моделирования, играющих ключевую роль в развитии умственных способностей ребенка.

Модель представляет собой систему объектов или знаков, воспроизводящих существенные свойства оригинала. Моделирование основано на замене реальных объектов предметами, схемами или знаками, упрощая структуру оригинала и отвлекая от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. По мере осознания детьми принципа замещения признаков и связей между объектами, возможно привлекать их к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Для эффективного использования модели в познавательной деятельности она должна отвечать ряду требований:

* четко отражать основные свойства и отношения объекта познания;

* быть простой и доступной для создания и использования;

* облегчать процесс познания.

Овладение моделями происходит в несколько этапов.

Первый этап – овладение самой моделью, включающий расчленение объекта на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них и установление связи их функционирования.

Второй этап – замещение предметно-схематической модели схематической, что позволяет подвести детей к обобщенным знаниям и представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представлять объект с его функциональными связями.

Третий этап – самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Начать работу с моделированием следует с 3-4 лет, организуя игры-эксперименты с песком, снегом, водой, предметами и игрушками. Цель - обогатить представления детей о свойствах и качествах предметов, их назначении и использовании, а также пробудить познавательную активность и интерес к экспериментированию. В начальной стадии обучения дети знакомятся с предметной моделью проведённого эксперимента посредством замены реальных предметов условными. Например, для демонстрации принципа плавучести использовалась игрушка рыбки. К концу учебного года условные предметы замещаются рисунками, понятными детям.

На этом этапе решается важная познавательная задача – разделение целостного процесса на составные части и установление связи между их функциями. С детьми 4-5 лет целесообразно использовать предметно-схематическую модель, в которой существенные компоненты объекта познания и связи между ними обозначаются при помощи картинок и заменяющих предметов.

Главное достоинство игры-эксперимента в средней группе заключается в том, что она даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и окружающей средой. В ходе эксперимента обогащается память ребёнка, активизируется его мыслительная деятельность. Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как игры-эксперименты разрабатываются с учётом актуального развития дошкольников.

Постепенно элементарные опыты превращаются в игры-эксперименты, которые, подобно дидактическим играм, включают в себя два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость данной деятельности для ребёнка. В результате закреплённые в играх-экспериментах знания о связях, свойствах, качествах предметов отражаются посредством предметно-схематической модели.

Значимую роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий с водой, снегом, льдом.

Современные дети 5-7 лет проявляют интерес к символам и знакам (известным логотипам, буквам, цифрам, знакам дорожного движения, символическим обозначениям на упаковке продуктов питания и технике, задают вопросы об истории их возникновения, часто самостоятельно упражняются в их написании и придумывают некоторые обозначения. Поэтому при проведении игр-экспериментов используются графические модели.

У старших дошкольников сама модель стимулирует экспериментирование с познаваемым объектом. В ходе игр-экспериментов создаётся ситуация, которую ребёнок решает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

Овладение моделированием обеспечивает более эффективное усвоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Развитие знаково-символической деятельности рассматривается как показатель готовности к школе, критерий интеллектуального развития.

Публикации по теме:

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников через моделирование»
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 18:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников через моделирование»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Владимировна Хамёнок (УИ 1167527) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД