Любовь Владимировна Хамёнок
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников через моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности дошкольников через моделирование
Наиболее эффективный путь развития познавательной активности у дошкольников – это использование поисковой деятельности, включающей в себя активное наблюдение, экспериментирование, исследовательскую работу и моделирование.
Моделирование в играх-экспериментах способствует совершенствованию игрового опыта детей, создавая базу для обогащения их представлений о свойствах и качествах предметов окружающего мира. Этот метод, разработанный на основе идей Л. А. Венгера, основывается на принципах замещения и наглядного моделирования, играющих ключевую роль в развитии умственных способностей ребенка.
Модель представляет собой систему объектов или знаков, воспроизводящих существенные свойства оригинала. Моделирование основано на замене реальных объектов предметами, схемами или знаками, упрощая структуру оригинала и отвлекая от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. По мере осознания детьми принципа замещения признаков и связей между объектами, возможно привлекать их к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Для эффективного использования модели в познавательной деятельности она должна отвечать ряду требований:
* четко отражать основные свойства и отношения объекта познания;
* быть простой и доступной для создания и использования;
* облегчать процесс познания.
Овладение моделями происходит в несколько этапов.
Первый этап – овладение самой моделью, включающий расчленение объекта на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них и установление связи их функционирования.
Второй этап – замещение предметно-схематической модели схематической, что позволяет подвести детей к обобщенным знаниям и представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представлять объект с его функциональными связями.
Третий этап – самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
Начать работу с моделированием следует с 3-4 лет, организуя игры-эксперименты с песком, снегом, водой, предметами и игрушками. Цель - обогатить представления детей о свойствах и качествах предметов, их назначении и использовании, а также пробудить познавательную активность и интерес к экспериментированию. В начальной стадии обучения дети знакомятся с предметной моделью проведённого эксперимента посредством замены реальных предметов условными. Например, для демонстрации принципа плавучести использовалась игрушка рыбки. К концу учебного года условные предметы замещаются рисунками, понятными детям.
На этом этапе решается важная познавательная задача – разделение целостного процесса на составные части и установление связи между их функциями. С детьми 4-5 лет целесообразно использовать предметно-схематическую модель, в которой существенные компоненты объекта познания и связи между ними обозначаются при помощи картинок и заменяющих предметов.
Главное достоинство игры-эксперимента в средней группе заключается в том, что она даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и окружающей средой. В ходе эксперимента обогащается память ребёнка, активизируется его мыслительная деятельность. Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как игры-эксперименты разрабатываются с учётом актуального развития дошкольников.
Постепенно элементарные опыты превращаются в игры-эксперименты, которые, подобно дидактическим играм, включают в себя два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость данной деятельности для ребёнка. В результате закреплённые в играх-экспериментах знания о связях, свойствах, качествах предметов отражаются посредством предметно-схематической модели.
Значимую роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий с водой, снегом, льдом.
Современные дети 5-7 лет проявляют интерес к символам и знакам (известным логотипам, буквам, цифрам, знакам дорожного движения, символическим обозначениям на упаковке продуктов питания и технике, задают вопросы об истории их возникновения, часто самостоятельно упражняются в их написании и придумывают некоторые обозначения. Поэтому при проведении игр-экспериментов используются графические модели.
У старших дошкольников сама модель стимулирует экспериментирование с познаваемым объектом. В ходе игр-экспериментов создаётся ситуация, которую ребёнок решает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Овладение моделированием обеспечивает более эффективное усвоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Развитие знаково-символической деятельности рассматривается как показатель готовности к школе, критерий интеллектуального развития.