Глонти Елена Николаевна
Консультация для педагогов «ИКТ в социально-коммуникативном развитии дошкольника. В ногу со временем»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткий комментарий:
«Использование ИКТ в работе педагога в т. ч. и для организации занятий является актуальным и перспективным. Так как применение компьютерной техники позволяет организовать деятельность привлекательно и по-настоящему современно, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Применение педагогами информационно-коммуникативных технологий способствует повышению уровня образовательного процесса, следовательно, его результативности, что является одним из основных условий реализации ФГОС Дошкольного образования».
Жизнь во все времена была и есть динамична, изменчива, с определенными взлетами и падениями. Время опережает события. Никто и не мог предположить, что каких-то 20 лет назад компьютеризированный поток охватит все уровни и структуры общества. Ведь совсем в недавнем прошлом информатика рассматривалась как специфическая наука. И маловероятным окажется то, что использование компьютеров будет применяться в обычной обыденной жизни. Сегодня уже ясно, что человеческая коммуникативность затруднена, если она не компьютеризирована.
Компьютер многофункционален, его устройство таково, что он может быть полезен человеку любой профессии. Уже к середине 80-х годов 20столетия был накоплен достаточный опыт, который показал, что в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей педагогического процесса всех заведений – от детского сада до средней школы и вуза. Компьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, тем чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным.
Преодолевая ряд дискуссионно-проблематичных вопросов в воспитательно - образовательном пространстве о пользе и вреде компьютеризации, всё-таки приоритетным направлением в системе образования остается применение информационно-коммуникативных технологий. Использование компьютеров в современных условиях выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А. В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения, является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности: нравственной, интеллектуальной, эстетической.
Ввести ребенка в мир прекрасного - это прежде всего научить его эмоциональной чуткости, бесконечному богатству красок, звуков, форм окружающего мира. Развитие эстетического вкуса поможет выработать у детей иммунитет против пошлости, серости, примитива, в чем бы это не проявлялось: в искусстве, поведении, внешнем облике. Но самое главное - пробудить у дошкольника творческие силы, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь. Соприкосновение с прекрасным обостряет все чувства ребенка, делает его более чутким к окружающей жизни, создает радостный, мажорный настрой и хорошее настроение. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания.
Одним из условий соответствия квалификационных характеристик педагогов является способность овладения основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Использование ИКТ в работе педагога в т. ч. и для организации занятий является актуальным и перспективным. Так как применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Мы, педагоги ДОУ не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать - более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе - поддерживать и направлять интерес детей.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых сигналов и видеозаписей, презентаций. Все это нам и обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Литература.
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1998 - с. 240.
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
3. Макасер И. Л. «Игра как элемент обучения». Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.
4. Новоселова С. Л., Петку Г. Б. «Компьютерный мир дошкольника» - М. : Новая школа 1997г., с. 23-24.
5. Эстетическое воспитание. Изд. 2-е. - М. : Высшая школа, 1970. - с. 384