Екатерина Новикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе
Цель: в игровой форме упражнять детей в умении проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки, определять позицию звука в слове, упражнять в умении делить слова на слоги, определять количество слогов слове.
Познакомить с буквой «П», закреплять навык различать звуки «п» и «пь» в словах, упражнять в умении составлять слова и предложения, в умении подбирать прилагательные к существительному.
Развивать фонематический слух у детей, мелкую моторику рук.
Воспитывать желание работать в коллективе.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
Оборудование и материалы: предметные картинки по количеству детей, схемы слов и предложений, карточки с изображением вагонов и фишки красного цвета, карточки с изображением букв, цветные и простые карандаши по количеству детей, звуковые линейки, домики со слоговыми окошками, палочки для выкладывания буквы, слоговая таблица с пустыми окошками для печатания буквы по количеству детей, ноутбук, видео «Звуки природы», электронные игры «Найди лишнюю картинку», «Составь слово», аудиозапись «Звуки природы».
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Дети стоят полукругом на ковре, звучит музыка.
- Ребята, что вы сейчас услышали?
- Крик птиц, шум ветра, волны.
- Как это можно назвать одним словом?
- Звуки.
- Правильно, это звуки природы. Когда мы с вами разговариваем, тоже слышим звуки. Это звуки речи. Какими они бывают?
- Гласными и согласными.
- Назовите гласные звуки. Почему они так называются?
- А, О, У, И, Я, Ю, Е, Э – это гласные звуки, они так называются, потому что их можно пропеть.
- Назовите согласные звуки. Почему они так называются?
- К, Т, Р, З, П, М, Ф, Л, Г, В, Б – согласные звуки, эти звуки пропеть нельзя, им мешают зубы, губы, язык.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови звук». Посмотрите, у меня на столе лежат карточки, выберите себе одну и назовите первый звук слова. Например: лев – первый звук «ль», он согласный мягкий.
- Молодцы, правильно справились с заданием, а теперь давайте поиграем еще в одну игру. Вам надо найти лишнюю картинку и назвать слово, в котором нет заданного звука. Я буду показывать вам картинки на экране (Электронная игра «Найди лишнюю картинку»).
- Посмотрите, у меня на столе лежат карточки, на которых изображены предметы и домики с окошками, соответствующие количеству слогов в слове. Давайте распределим картинки по домикам. Назовите слова, в названии которых один слог, два слога, три слога.
- Молодцы, ребята, вы очень внимательные. Проходите за столы.
(Дети проходят на свои места.)
- Сейчас мы будем с вами зашифровывать слова. Я буду называть вам слова, а вы с помощью разноцветных фишек будете шифровать звуки этого слова. Каким цветом мы обозначим гласные звуки? Согласные мягкие? Согласные твердые? Давайте зашифруем слово «роза». Назовите первый звук.
- Звук «Р».
- Какой это звук?
- Согласный твердый.
- Зашифруйте этот звук нужным цветом.
- Назовите второй звук. Какой это звук?
- Звук «О» гласный.
- Зашифруйте звук. Назовите третий звук.
- Звук «З» согласный твердый.
- Назовите последний звук. Какой это звук?
- Звук «А»гласный.
- Какое слово мы с вами зашифровали? Сколько слогов в этом слове.
- В слове «роза» два слога.
- Правильно. В слове «Роза» два слога. Назовите первый слог (второй слог).
- Сколько гласных звуков в слове? Согласных?
- В слове «роза» два гласных и два согласных звука.
- Ребята, возьмите теперь красные фишки. Этой фишкой мы обозначим звук «А». Я буду называть вам слова, а вы должны поместить фишку в тот номер вагона, в зависимости от того, в каком месте слова мы слышим звук. Первый вагон – начало слова, второй – середина слова, третий вагон - конец слова (арбуз, мак, весна, рак).
Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты»
Мы капусту рубим. (Ребром ладони показывается, как рубят капусту).
Мы капусту трем. (Кулак правой руки трет о ладонь левой руки).
Мы капусту солим. (Пальцами имитируется посыпание солью).
Мы капусту жмем. (Пальцы обеих рук интенсивно сжимаются в кулаки).
- Ребята, посмотрите, у вас на карточках изображены буквы. Найдите лишнюю букву и закрасьте ее соответствующим цветом.
Физкультминутка.
«Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
И на место тихо встать».
- А теперь послушайте загадку:
«В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался». Кто это?
- Паук.
- Правильно. Назовите первый звук в слове паук.
- Звук «П».
- Какой это звук?
- Согласный, твердый.
- Звуки мы слышим и произносим, а видим и читаем буквы. Сегодня мы познакомимся с буквой «П».
Воспитатель размещает на доске букву «П».
- На что похожа буква «П»?
- На ворота, дверной проем.
- Ребята, попробуйте с помощью палочек выложить у себя на столе букву.
(Дети выкладывают с помощью палочек букву «П»).
- Давайте попробуем подобрать слова, в названии которых есть буква «П».
- Папа, пальто, помидор, платье.
- Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть вам слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук «П».
- А сейчас возьмите карандаши и напечатайте в пустых окошках букву «П» (работа в тетрадях Е. В. Колесникова, с. 44)
- Ребята, у нас получились слоги, попробуем прочитать их.
Дети выходят на ковер, становятся полукругом возле стола.
- Ребята, мы знаем, что слоги состоят из букв, а из чего состоят слова?
- Слова состоят из слогов.
- Правильно. Давайте мы с вами поиграем в игру «Составь слово». Я буду показывать вам картинки и первый слог в слове, а вам нужно подобрать второй слог, чтобы получилось слово. Электронная игра «Составь слово».
- Посмотрите, у меня на доске расположены схемы предложений. Давайте составим предложения о весне по схеме.
(Дети составляют предложения, предлагаю им назвать первое слово предложения, второе и третье.)
- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. А что вам понравилось больше всего?