Елена Гапеева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Весёлый алфавит»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 комбинированного вида»
г. Новозыбкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по обучению грамоте в старшей группе
«Весёлый алфавит»
Подготовила:
воспитатель 1 категории
Гапеева Елена Ивановна
2015 г.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе „Весёлый алфавит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: умение строить звуковой анализ слов.
Задачи
Образовательные : закреплять представления о понятиях «слово», «предложение», упражнять в придумывании различных слов и предложений, учить выделять последовательность звуков в простых словах, составлять звуковой анализ слова.
Развивающая: развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.
Материал: Схемы для анализа предложения, схемы для звукового анализа слова, фонограмма для музыкальной разминки, письмо в конверте, картинка лисы, буквы для составления слова «ДОМ».
Ход НОД:
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли гости.
Добрый день! - они нам скажут,
Добрый день! - ответим мы.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Возьмёмся за руки, друзья,
Ведь без друзей нам жить нельзя. (Дети берутся за руки и садятся)
Воспитатель подходит к окну и говорит:
Вдруг сегодня на рассвете
Распахнул окошко ветер.
Кто-то бросил мне в окно
Вот такое письмецо.
Всё по правилам: наш адрес
Номер садика стоит.
Интересно, от кого же
В нём письмо для нас лежит?
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, детишки
Девчонки и мальчишки!
Пишет вам Сашок.
Я не мал, но пока не высок.
Я в мячик играю и песни пою
И всё время говорю, говорю, говорю.
Говорю, когда я ем,
Говорю, когда я сплю,
И когда играю, тоже я болтаю.
Говорю про всё, что знаю
И не знаю, - говорю,
Говорю, когда мечтаю,
Говорю, когда пою,
Говорю, когда болею,
Говорю, когда здоров.
Только мне никто не верит, -
Не бывает столько слов!
Помогите мне, ребята
Рассказать всё о словах,
Звуках, буквах, предложеньях,
Как их можно составлять,
Где их можно применять!
Воспитатель: Ребята, поможем Саше?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте сейчас поиграем в игру, где будем составлять слова. Игра называется «Третий лишний». Я буду называть слова, а вы слушайте и назовите слово, которое лишнее:
- Кофта, платье, туфли (лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви)
Автобус, трамвай, самолёт (автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный)
Синица, воробей, кошка (синица и воробей — птицы, а кошка — животное)
Муравей, бабочка, змея (муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся)
Корова, собака, волк (корова и собака — домашние животные, а волк — дикое)
Стол, диван, чашка (стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно назвали все лишние слова. Сейчас вы называли слова, а что вы знаете о словах?
Дети: - Слова бывают длинные и короткие;
Воспитатель: Назовите короткие слова.
Дети: Дом, кот, сом, дым, стол, пар.
Воспитатель: Молодцы! Теперь назовите длинные слова.
Дети: Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и скажите, какие в нём живут слова.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь. (пол,
Скажу я слово потерял,
Ответишь ты. (нашёл,
Скажу теперь я слово трус,
Ответишь ты. (храбрец,
Теперь начало я скажу,
Ответишь ты. (конец).
Дети: В этом стихотворении живут слова-враги.
Воспитатель: Назовите мне их.
Дети: пол-потолок, потерял-нашёл, трус-храбрец, начало-конец.
Воспитатель: Слова-враги ещё называют антонимы. Давайте повторим все вместе.
Воспитатель: Молодцы! Какие слова вы ещё знаете?
Дети: Мы знаем слова-родственники
Воспитатель: Хорошо! Я прочту стихотворение, а вы найдите в нём слова-родственники
Снегурочка в лесу жила,
Снежки готовила с утра,
Снежинок в хоровод звала
И в гости снегирей ждала,
Чтоб в заснеженном лесу
Увидеть зореньки красу.
Под снегопадом танцевала,
Подснежник снегом укрывала,
Чтоб до весны он не замёрз
И радость людям всем принёс!
Дети: В этом стихотворении слова-родственники снегурочка, снегири, снегопад, снежки, заснеженный, подснежник.
Воспитатель: Почему эти слова — родственники?
Дети: Потому что у них общая часть снег и снеж.
Воспитатель: Верно, ребята. По-другому слова-родственники называют однокоренные (воспитатель просит повторить 2-3 детей).
Воспитатель: Бывают ещё многозначные слова — омонимы. Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Найдите слова-омонимы в следующем стихотворении:
Ручкой целый день писала
Рученька моя устала.
Дома отдохнуть решила,
В ранец ручку положила.
Ранец к верху подняла
Плохи у меня дела -
Отлетела сразу ручка
Почему? Не поняла!
Дети: Омонимы здесь ручка, рученька.
Воспитатель: Объясните их значение
Дети: Ручка — школьная принадлежность;
Рученька — часть тела человека;
Ручка — часть рюкзака;
Воспитатель: Молодцы, мои ребятки! А теперь давайте придумаем предложения со словом ручка.
Дети: Мама купила ручку;
У сумки крепкая ручка;
Я взяла брата за ручку;
Папа приделал к двери ручку.
Воспитатель: Давайте разберём с вами предложение «Мама купила ручку».
Женя, какое предложение мы будем разбирать? (Ребёнок повторяет предложение)
Воспитатель: Сколько слов в предложении?
Дети: В предложении 3 слова.
Воспитатель: Назовите 1 слово, 2 слово, 3 слово.
Составьте схему предложения. Дети работают на местах, один ребёнок у доски.
Воспитатель: Проверяем.
Дети: (Ребёнок у доски) В предложении «Мама купила ручку» три слова — показывает Мама Купила Ручку. Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку.
Воспитатель: Поработали, друзья
Отдохнуть пришла пора!
Музыкальная разминка.
Воспитатель: Ребята, можно с вами поиграть и загадки загадать?
Дети: Да
Воспитатель: Есть загадки в нашем крае
До того мудрёные,
Кто загадки отгадает,
Попадёт в учёные.
1. В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)
2. Только солнце спать ложится,
Мне а месте не сидится.
Я на небо выхожу,
С высока на мир гляжу. (Луна)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас вы мне называли слова-отгадки. А скажите, сколько слогов в слове дом, луна.
Дети: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз.
В слове луна 2 слога, так как мы хлопнули 2 раза, в слове луна 2 гласных звука
Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?
1-й ребё нок: Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Согласные звуки бывают какие?
2-й ребё нок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.
Воспитатель: Каким цветом обозначают гласные звуки?
3-й ребё нок: Гласные звуки обозначают красным цветом.
Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?
4-й ребё нок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом
Воспитатель: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?
5-й ребё нок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.
Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.
Воспитатель: А чем звуки отличаются от букв?
Дети: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте составим схему слова дом (Один ребёнок выполняет на доске.)
Проверяем.
Дети: В слове «дом» первый звук [д] — твёрдый согласный, поэтому обозначаем его синим квадратиком. Второй звук [о] — гласный, обозначаем его красным квадратиком.
Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим квадратом.
Воспитатель: Молодцы! Сколько в этом слове гласных звуков?
Дети: В этом слове 1 гласный звук.
Воспитатель: Сколько согласных?
Дети: Согласных 2.
Воспитатель: Давайте обозначим звуки буквами.
Дети: Звук [д] обозначим буквой дэ, звук [о] обозначим буквой о, звук [м] обозначим буквой эм. Читаем ДОМ.
Воспитатель: Теперь, ребята, послушайте ещё одну загадку:
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?. (Лиса)
Воспитатель: (Выставляет картинку лисы.) Давайте разберём слово лиса. Сколько в слове слогов? Давайте прохлопаем ли-са.
Дети: В этом слове два слога.
Воспитатель: Теперь давайте составим схему этого слова.
Пальчиковая гимнастика.
В школу осенью пойду, (дети «шагают» пальчиками по столу)
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Быстро правильно считать.
Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)
Но свой садик не забуду.
Воспитатель: Ребята, мальчик Саша вас благодарит:
Вот спасибо вам, друзья!
Научили вы меня.
И за это вам награда -
Интересная игра.
Воспитатель: Саша предлагает поиграть в игру «Эхо». В этой игре вам нужно будет повторить последний слог последнего слова в предложении трижды. Будьте внимательны!
Собирайтесь детвора,
Начинается игра!
Ра-ра-ра.
Да ладошек не жалей,
Бей в ладоши веселей!
Лей-лей-лей.
Как поёт в селе петух?
Ух-ух-ух.
Да не филин, а петух!
Ух-ух-ух.
Вы уверены, что так?
Так-так-так.
А на самом деле как?
Как-как-как.
Это ухо или нос?
Нос-нос-нос.
Или, может, сена воз?
Воз-воз-воз.
Вы хорошие всегда?
Да-да-да.
Или только иногда?
Да-да-да.
Не устали отвечать?
Чать-чать-чать.
Разрешаю помолчать.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, мы сегодня помогли Саше? Вам понравилось занятие?
Воспитатель: Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
(Дети прощаются и выходят из группы)