Беркутова Марина
Конспект логопедического занятия: «Звуки [л], [л, ], буква Л» для детей с ТНР старшей группы, лекс. тема «Рыбы»
Цели.
Обучающая:
создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает;
научиться различать звуки [л], [л,] и определять букву “л”.
Развивающая: развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.
Воспитательная: развивать умение работать в парах и группе, слушать друг друга
Оборудование для урока:
• Картинки: рыба лещ, Луна-рыба, лодка, слоговые «причалы», микс картинок для слоговых «причалов»
• Звуковые схемы
• Раздаточные карточки для индивидуальной и групповой работы
Публикация «Конспект логопедического занятия: „Звуки [л], [л, ], буква Л“ для детей с ТНР старшей группы, лекс, тема „Рыбы“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
• Таблица с образцом письма буквы Л
• Карточки с опорными словами для определения темы урока
Ход урока
1. Орг. момент:
Говорим всегда красиво,
четко и неторопливо!
Внимательно слушай,
другим не мешай.
Когда тебя спросят,
тогда отвечай!
2. Сообщение темы:
Сегодня на занятии нас будет кто-то сопровождать…
О ком идёт речь, вы узнаете, если соотнесёте отгадки со схемами.
На доске схемы слов “луна” и “лещ”
Загадки:
Посмотри, какое диво:
В море синем так лениво
Рыба плавает, она
Одинока и грустна. (Луна-рыба)
Луна, т. к. в этом слове два слога, ударный слог – второй
Рыба-Луна живет в море, значит это морская рыба
С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой!
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это … (Лещ)
Лещ, т. к. в этом слове два слога, а ударный слог – второй
Рыба лещ живет в крупных реках, значит это речная рыба
Сравните первые звуки во всех словах и назовите тему сегодняшнего урока.
Что общего?
Слово “луна” начинается со звука [л], а слово “лещ” – со звука [л,],
Значит:
тема сегодняшнего занятия : “Звуки [л], [л,] и буква, которая их обозначает”
Сегодня мы должны познакомиться со звуками [л], [л,] и буквой, которая их обозначает, будем учиться различать эти звуки в словах и читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
3. Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»
Ребята, раз сегодня занятии нас сопровождают рыбы, давайте нырнём с ними в воду:
делаем глубокий вдох носом,
зажимаем нос и ныряем под воду,
задержали дыхание,
выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).
4. Характеристика звуков
Произнесите первый звук в слове “луна”. Что заметили?
Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный
Закрыли ушки. Что слышите: больше шума или голоса?
Больше голоса, значит звук [л] – звонкий.
Ещё что можете сказать?
Звук [л] в слове “луна” - твёрдый
- Что делают губы, когда мы произносим звук «Л»? (растягиваются в улыбке)
- Что делают зубы? (Зубы не соединяются, между ними маленькая щелка)
- Что делает язык? (кончик языка упирается в верхние передние зубы)
голосовые связки при этом вибрируют.
Давайте произнесем звук [л]
Произнесите первый звук в словах “лещ ”. Что изменилось?
Звук [л,] в слове “лещ” - мягкий
Дайте характеристику звуков [л], [л,]
Что делают губы, когда мы произносим звук «Ль»? (растягиваются в улыбке)
- Что делают зубы? (Зубы не соединяются, между ними маленькая щелка)
- А что делает язык? (кончик языка упирается в бугорки за верхними передними зубами)
Произнесите звук [л’].
Звук [л] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем квадратиком синего цвета
звук [л,] - согласный, звонкий, мягкий, обозначаем квадратиком зелёного цвета
Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л’] — в зеленый;
5. Артикуляционная гимнастика.
Кто из вас, ребята, знает, в названии каких речных или морских обитателей есть звук твердый Л или Л’ (акула, камбала, лосось, форель, налим, плотва, лещ, линь и т. д.)
Где находится звук? (ответы детей)
НАЛИМ, ПЛОТВА – а кто это?. это речные рыбы.
АКУЛА, КАМБАЛА – а кто это?. это морские рыбы.
– как вы думаете рыбы разговаривают? (нет)
– А мы в отличие от рыб разговариваем.
Чтобы говорить красиво выполним гимнастику языка.
«Акула» — показать зубы, губы в улыбке.
«Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд
«Рыба-игла». — Губы в улыбке, рот открыт, язычок – иголочка не прикасается к нижней и верхней губам, не уклоняется в сторону – 3 раза по 6 сек.
«Щука» — Выдвигать вперёд нижнюю челюсть, рот открыт, прикусывать верхнюю губу нижними зубами
«Прополощите рот морской водой». — Набирать воздух то за левую, то за правую щеки, то за верхние, то за нижние губы. Набирать в рот воздух, вытянуть губы вперед, делать ими вращательные движения.
«Пузырьки лопаются» — Беззвучное произнесение [п], темп произнесения то убыстрять, то замедлять
«Звуковая волна». — Дети проговаривают звук П – П – П – П – П то повышая, то понижая голос.
6. Игра «Порт «Слоги» (чтение слогов).
Лодка по реке плыла,
Букву Л она везла.
Подплыла к причалу А,
Прочитаем, дети, (ЛА).
Подплыла к причалу О,
Прочитаем вместе (ЛО).
Подплыла к причалу У,
Прочитаем дружно … (ЛУ).
Подплыла к причалу Ы,
Прочитаем тихо (ЛЫ).
Подплыла к причалу И,
Прочитаем нежно (ЛИ).
Подплыла к причалу Я,
Прочитаем громко (ЛЯ).
- Что погрузят в лодку на каждом причале?
Подберите слова на каждый слог.
7. Физминутка
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске, — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Влево, вправо, влево, вправо.
8. Игра «Что сделала рыбка?»
Скажите полным предложением, что сделала рыбка
Рыбка от берега (что сделала) - Отплыла,
по речке – поплыла через речку - переплыла,
до другого берега – доплыла, от рыбаков – уплыла.
9. Знакомство с буквой Л
«Л» на крышу так похожа,
Да и на стремянку тоже,
Я скажу вам по секрету,
Очень любит буква лето.
Буква «Л» состоит из 2-х элементов:
из одной вертикальной линии, и 2-й наклонной линии.
Выкладывание буквы на столе из счетных палочек.
10. Пальчиковая гимнастика «Краб» и работа в тетрадях.
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.
Краб что-то тянет за собой.
Это ваши тетради.
Напечатайте в тетрадях печатную букву Л.
Крабу очень понравились ваши буквы.
11. Рефлексия.