Елена Заблоцкая
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР «Лексическая тема «Одежда». Звуки [Г], [Г’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Одежда». Звуки [г], [г’]»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о видах одежды, пополнить экспрессивный словарь словами-антонимами, познакомить со звуками [г], [г’], продолжить формировать понятие о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков, развивать фонематическое восприятие.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР „Лексическая тема „Одежда“, Звуки [Г], [Г’]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование местоимений мой, моя, мои с существительными в роде и числе). Совершенствование навыка звукового анализа слов (определение места звука в слове).
Развивающие задачи: Развитие силы и длительности выдоха, диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Активизация словаря: куртка, майка, брюки, платье, кофта, пальто, колготки, носки (с опорой на картинки); слова-антонимы: новая – старая, короткая – длинная, много – мало, широкие – узкие, темные – светлые, чистая – грязная.
Оборудование для детей : дыхательные тренажеры «Снежинка»; предметные картинки по количеству детей : куртка, майка, брюки, платье, кофта, пальто, колготки, носки; «семафоры» синего и зеленого цвета;
Реквизит: мягкая игрушка «Гномик», сундучок для вкладывания «семафоров» и предметных картинок.
Демонстрационный материал: картинки-символы звуков [Г], [Г’]; кружочки синего и зеленого цвета - символы звуков; картинка-схема «звуковая птичка» для определения места звука в словах; предметные картинки: гамак, радуга, вагон, горох, ноги, гиря, бегемот, сапоги;
Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, проблемное обучение.
Ход занятия
Вводная часть. (3 мин)
(Стоя в кругу, взявшись за руки, речевая разминка с движениями)
Мы сейчас пойдем направо, раз-два-три,
А потом пойдем налево, раз-два-три.
В центре круга соберемся, раз-два-три.
А потом назад вернемся, раз-два-три.
Улыбнемся, подмигнем
И играть сейчас начнем!
(Дети закрывают глаза и передают «искорку хорошего настроения» по кругу с помощью пожатия руки в одну сторону, затем в другую).
- Теперь у всех хорошее настроение? Тогда продолжаем!
Основная часть (20 мин)
1. Дыхательное упражнение «Снежинка»
Логопед. Какое сейчас время года?
Дети. Сейчас время года зима!
Логопед. Правильно, зима! Зимой часто идет, … что?
Дети. Снег!
Логопед. Вот и к нам прилетели белые, пушистые снежинки! Посмотрите, какие они красивые!
Дети берут со стола дыхательные тренажеры «Снежинка» и возвращаются в круг.
Логопед. Давайте их отпустим, пусть дальше летят. Держите снежинку напротив рта. Подуем на снежинки по моей команде! Подул легкий ветерок: вдох носом и выдох через губы «дудочкой», щеки не надувайте! Подул ветер: вдох носом и выдох! Подул ветрище: вдох носом и сильный выдох!
Дети складывают на стол дыхательные тренажеры и возвращаются в круг, присаживаются на ковер.
2. Дидактическая игра «Жадина»
Логопед. Посмотрите, снежинки улетели, но оставили «снежный сугроб» из картинок. Разберем сугроб: поиграем в игру «Жадина». Я начинаю: это мои носки.
Дети по очереди по одной берут предметные картинки из «снежного сугроба» и кладут перед собой после ответа.
1 ребенок. Это моя куртка.
2 ребенок. Это моё платье.
3 ребенок. Это мои брюки. и т. д.
Логопед. Молодцы! Посмотрите на картинки! Как можно одним словом назвать все эти предметы?
Дети. Одежда.
Логопед. Все верно – это одежда. А какая бывает одежда, сейчас и узнаем. Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»
3. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Логопед задает вопросы детям по их индивидуальным картинкам.
Логопед. Я начинаю: чистые носки, а наоборот? Грязные носки.
Логопед. Тима, новая куртка, а наоборот?
Ребенок. Старая куртка.
Логопед. Молодец! Таня, короткое платье, а наоборот?
Ребенок. Длинное платье.
Логопед. Молодец!
Игра продолжается со всеми детьми: светлые колготки – темные колготки, узкие брюки – широкие брюки, длинное пальто – короткое пальто, новая майка – короткая майка, много пуговиц на кофте – мало пуговиц на кофте.
Логопед. Отлично справились!
Дети встают с ковра с картинками в руках.
Логопед. А теперь, сядет за стол тот, кто правильно назовет первый звук в названии одежды, нарисованной на картинке.
1 Ребенок. Куртка. Первый звук [к].
Логопед. Правильно! Присаживайся за стол.
2 Ребенок. Пальто. Первый звук [п]. и т. д.
4. Знакомство со звуками [г], [г’]
Логопед. Посмотрите, к нам сегодня снова пришел «Ученый Гном». Он приготовил для вас новую историю и интересные задания.
Однажды летом Гном отправился на речку, чтобы искупаться, уж очень было жарко. Только Гном подошел к реке, и вдруг, в камышах услышал: [Г-г-г].
- Кто же это там прячется и издает такой звук? – подумал он.
И вдруг опять: [Г-г-г].
Вы догадались, кто это гогочет в камышах?
Дети. Гуси!
Логопед (вывешивает на доску картинку-символ звука). Да, это гуси гогочут и издают такой звук : [Г-г-г]. Давайте как гуси тоже погогочем.
Логопед объясняет и показывает правильную артикуляцию звука.
Логопед. Губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы сближены, но не сомкнуты, язычок прячется далеко в «домик» и соприкасается с горлышком.
Дети (сначала все вместе, затем по одному) : Г-г-г!
Логопед. Давайте проверим, можно звук петь! Возьмем наш невидимый клубочек и начнем разматывать, тянем за ниточку.
Дети. Г-г-г. Обрывается ниточка. Звук нельзя пропеть!
Логопед. Все верно, встречается преграда на пути звука : язычок соприкасается с горлышком! Как называются такие звуки?
Дети. Согласные звуки!
Логопед. Правильно! Согласные звуки бывают звонкие или глухие! Проверяем наш звук [Г]. Закрываем ушки ладошками и произносим: Г-г-г! Слышно как звенит?
Дети. Да, звенит!
Логопед. Прикладываем ладошку к горлышку. Почувствовали как работает голосок?
Дети. Да, работает голосок!
Логопед. Значит звук [Г] звонкий или глухой?
Дети. Звонкий звук!
Логопед. Верно, и произносим мы звук [Г] твердо, сердито. Итак, что мы узнали про звук [Г], давайте все назовем.
Дети. Звук [Г] – согласный, звонкий, твердый.
Логопед. Молодцы! Поэтому каким кружочком-символом обозначим звук [Г]?
Дети. Синим кружочком с колокольчиком!
Логопед. Правильно!
Логопед. Только гном хотел идти дальше, вдруг снова из камышей услышал: Г’-г’-г’. А это кто гогочет? – подумал Гном.
Логопед. А вы догадались?
Дети. Гусята!
Логопед. Правильно, из камышей выплыли гусята, вслед за гусями, и гоготали: Г’-г’-г’.
Логопед (вывешивает на доску картинку-символ звука).
Логопед. Давайте как гусята тоже погогочем.
Логопед объясняет и показывает правильную артикуляцию звука.
Логопед. Губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик язычка опускается за нижние зубки, образует «горочку» и соприкасается с горлышком.
Дети (сначала все вместе, затем по одному) : Г’-г’-г’!
Логопед. Давайте проверим, можно звук петь! Возьмем наш невидимый клубочек и начнем разматывать, тянем за ниточку.
Дети. Г’-г’-г’. Обрывается ниточка. Звук нельзя пропеть!
Логопед. Все верно, встречается преграда на пути звука : язычок соприкасается с горлышком! Как называются такие звуки?
Дети. Согласные звуки!
Логопед. Правильно! Согласные звуки бывают звонкие или глухие! Проверяем наш звук [Г’]. Закрываем ушки ладошками и произносим: Г’-г’-г’! Слышно как звенит?
Дети. Да, звенит!
Логопед. Прикладываем ладошку к горлышку. Почувствовали как работает голосок?
Дети. Да, работает голосок!
Логопед. Значит звук [Г’] звонкий или глухой?
Дети. Звонкий звук!
Логопед. Верно, и произносим мы звук [Г’] мягко, ласково Итак, что мы узнали про звук [Г’], давайте все назовем.
Дети. Звук [Г’] – согласный, звонкий, мягкий.
Логопед. Молодцы! Поэтому каким кружочком-символом обозначим звук [Г’]?
Дети. Зеленым кружочком с колокольчиком!
Логопед. Правильно!
Логопед. Проверим: как гогочут гуси?
Дети. Г- г – г!
Логопед : Как гогочут гусята?
Дети. Г’ - г’ - г’!
5. Дидактическая игра «Семафоры»
Логопед. Гном предлагает поиграть с вами в игру «Семафоры» и проверить, какие внимательные ваши ушки.
Логопед раздает каждому ребенку семафоры синего и зеленого цвета.
Логопед. Я буду называть разные звуки, слоги, слова. Вы, когда услышите твердый звук [Г], будете поднимать синий семафор, а услышите мягкий звук [Г’], будете поднимать зеленый семафор.
Логопед. Г – Г - Г’ – гя – га – гу – ге – ага – Гена – Галя – Гоша – гуси – гиря – ноги – радуга – сапоги – бумага.
Логопед. Вы отлично справились, Гномик очень доволен!
6. Фонетическое упражнение
Логопед. Предлагаю поиграть и «спеть песенку» гусей и гусят для нашего Гнома, давайте его порадуем.
Логопед. Я буду «петь песенку» гусей, а вы будете отвечать «песенкой» гусят.
Логопед. Га-га-га.
Дети. Гя-гя-гя.
Логопед. Гу-гу-гу.
Дети. Гю-гю-гю.
Логопед. Го-го-го.
Дети. Гё-гё-гё.
Логопед. Гы-гы-гы.
Дети. Ги-ги-ги.
Логопед. Гэ-гэ-гэ.
Дети. Ге-ге-ге.
Логопед. Молодцы! А теперь наоборот: я «пою песенку» гусят, а вы отвечаете «песенкой» гусей.
Повторяют фонетическое упражнение, поменявшись «ролями».
7. Динамическая пауза (координация речи с движением)
Логопед. Пока мы «пели песенки» гусей и гусят, Гном придумал рифмовочку, и предлагает отдохнуть и поиграть. Встаем за стульчиками, смотрим и повторяем за мной.
ГА – ГЯ – ГА, зеленые луга.
ГУ – ГЮ – ГУ, гуси на лугу.
ГУ – ГЮ – ГУ, щиплют травку на лугу. три хлопка, распрямить пальцы и скрестить ладони перед собой – трава на лугу.
три хлопка, руки согнуть в локтях и вверх, пальцы вперед в «щепоть», шеи и клювы гусей.
три хлопка, щиплют пальцами «травку».
Рифмовку сначала повторяют все дети вместе с педагогом, затем только девочки, потом только мальчики.
Логопед. Как у вас дружно получается! Гномику очень радостно, и он предлагает подарить гусям и гусятам картинки-подарки, которые он принес в сундучке.
8. Дидактическая игра с предметными картинками
Логопед. Для гусей будем дарить картинки, в названии которых «спрятался» твердый звук [Г]. Гусятам будем дарить картинки, в названии которых «спрятался» мягкий звук [Г’].
Дети по одному выходят, выбирают предметную картинку (гамак, радуга, вагон, горох, ноги, гиря, бегемот, сапоги) и размещают на доске под картинкой-символом звуков, в соответствии с определяемым звуком. Одновременно определяют место звука в слове : в начале, в середине, в конце с помощью «звуковой птички».
9. Заключительная часть (3 мин)
Логопед. Молодцы! Все картинки-подарки подарили! Давайте проверим, никто не ошибся! Назовем все картинки, которые вы подарили гусям.
Дети с педагогом называют все картинки со звуком [Г], четко проговаривая и выделяя голосом твердый звук.
Логопед. А теперь назовем все картинки, которые вы подарили гусятам.
Дети с педагогом называют все картинки со звуком [Г’], четко проговаривая и выделяя голосом мягкий звук.
10. Окончание занятия.
Логопед. Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, которые вам приготовил наш знакомый Гном. Я вами горжусь!