Наталья Емелина
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»
«В гостях у Дедушки Мороза»
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме „Одежда, обувь, головные уборы“» размещена в разделах
- Головные уборы
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Цель: Обогатить и расширить словарь по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Пополнять активный словарь новыми понятиями, знаниями о сказочном герое Деде Морозе;
- Активизировать словарный запас по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» (модельер, дизайнер одежды, стилист);
- Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и употреблять относительные прилагательные, существительные родительного падежа множественного числа;
Коррекционно-развивающие:
-Развивать связную речь, умение составлять описательные рассказы о предметах одежды по предложенному плану-схеме;
- Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию движений речи с движением;
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к вещам.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для выполнения графомоторных упражнений.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед : Доброе утро дети.
Игра «Приветствие».
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Логопед. Я рада вас видеть. У меня к вам вопрос - какие праздники вы знаете?
Ответы детей.
Логопед : Я вам сейчас загадаю загадку, отгадав её вы узнаете о чём или о ком я хочу с вами поговорить.
Загадка:
Шубка – серебристая,
Борода – пушистая.
И огромный красный нос.
Это …Ответы детей.
Логопед : У каждого человека есть День рождения. А вы знаете, что и у Деда Мороза есть День рождения?
Ответы детей
Логопед : Попробуйте угадать число и название месяца. Какое число стоит между 17 и 19?
Ответы детей.
Логопед : Назовите третий осенний месяц.
Ответы детей.
Логопед : Именно 18 ноября (в прошедшую субботу) Дед Мороз отмечал День рождения. Эту дату придумали сами дети, так как именно 18 ноября в его владенья приходит настоящая зима, снег покрывает землю, ударяют морозы. А вот сколько лет нашему любимому волшебнику, точно не знает никто, примерно больше 2000 лет! А где живет Дед Мороз, вы знаете?
Ответы детей
Логопед : Вам интересно узнать?
Дети Да.
Логопед : Тогда отправляемся в путешествие на виртуальном поезде в город, где живет Дед Мороз - Великий Устюг.
Голос диктора на вокзале. – Уважаемые пассажиры! Наш поезд «Москва- Великий Устюг» отправляется. Счастливого пути!
Логопед : Пока мы будем проезжать старинные русские города такие как: Ярославль, Вологду и великую русскую реку Волгу, мы будим играть в игру «Дополни предложение» я вам расскажу историю Деда Мороза, а вы слушайте внимательно и дополняйте мои предложения.
Рассказ логопеда сопровождается показом слайдов.
Логопед : Давным - давно на территории нашей страны жили люди- славяне. Они наблюдали за природой и придумывали разные истории, легенды. Зимой стояли лютые (морозы) и древние славяне представляли мороз в образе злого (старичка) с бородой (какой? -длинной, седой). Его дыхание – морозная (стужа). Его слезы (сосульки).
Иней это его замерзшие (слова). Его волосы – снежные (облака). Зимой мороз бегал по полям, лесам, улицам и стучал посохом.
Время шло, и Дед Мороз подобрел, он уже не наказывал детей, а дарил им подарки под Новый год. Дед Мороз стал приходить к детям на (Новый год) в (красной шубе с мехом, шапке, расшитой (узорами, в (красных рукавицах, с посохом в руках, с внучкой (Снегурочкой). С 1998 года российской родиной Деда Мороза был назван город (Великий Устюг)- древнейший город Вологодской области. Недалеко от города была построена его (вотчина, а потом открыта резиденция. День рождения Деда Мороза в России отмечают с 2005 года.
Голос диктора на вокзале. Уважаемые пассажиры! Вы прибыли в старинный русский город- Великий Устюг! Добро пожаловать!
2. Основная часть.
Вод в лексическую тему.
Развитие монологической речи.
Логопед : Ребята, мы с вами попали на волшебный праздник. Посмотрите на фотографии с праздника, на который съехались сказочные друзья Деда Мороза из разных уголков нашей страны и зарубежные гости. Давайте их рассмотрим внимательно.
Логопед рассказывает о Дедах Морозах, которые приехали на праздник.
- Этот Дед Мороз из Якутии -Чис Хан. Давайте скажем во что он одет.
Дети описывают наряд Деда Мороза. У него наряд: синяя длинная шуба, расшитая искусными узорами, отороченная белым пушистым мехом. На шапке –красивый узор, мягкий мех и изогнутые рога, направленные ввысь.
- Этот Дед Мороз Тол Бабай из Удмуртии. Дети описывают наряд Деда Мороза. Шуба у него фиолетовая, посох кривой- от долгих путешествий по миру.
Логопед : Российский Дед Мороз встречает гостей у сказочного терема.
Посмотрите сколько много гостей и все одеты …дети заканчивают предложение
Логопед : Тема нашей недели…
Дети обобщают вышесказанное.
-Говорить мы сегодня будем о том, как одеваемся и обуваемся мы, окружающие нас люди, какая бывает одежда, обувь, головные уборы.
Беседа.
- Для чего нужна одежда?
-Из чего шьют одежду?
- Одинаковую одежду шьют для женщин, мужчин и детей?
- Из чего шьют одежду?
-Какая одежда получится из ткани?
Ответы детей.
Игра «Образуй слово»
Из трикотажа получится трикотажная футболка
Из фланели получится фланелевый халат
Из шёлка получится шёлковое платье
Из кожи получится кожаная куртка
Из меха - меховая шуба, шапка, из вельвета - вельветовая рубашка, юбка, из драпа - драповое пальто, пиджак.)
- Как называют одежду, которую носят зимой?
-Одежда, которую носят летом?
- Как называют одежду, которую носят и весной, и осенью?
-Ребята, а кто мне скажет, где можно приобрести одежду, головные уборы обувь.
Ответы детей
-Отправляемся в магазин одежды. Давайте посмотрим ассортимент одежды.
Игра «Один - много»
У Серёжи рубашка, у мальчиков, а в магазине много … У Тани кофта, у девочек … а в магазине много … У мамы платье, у женщин … а в магазине много … У папы пальто, у мужчин, а в магазине много …
- Ну что ж, теперь отправляемся в обувной.
Ответы детей.
- Какой обуви много в обувном магазине? (в обувном магазине много ботинок (сапог, тапок и т. д.).)
Физминутка «Обувной магазин»
Все движения выполняются по тексту
Мы пойдём с тобой (маршируем)
В магазин обувной.
Купим чешки для зарядки,
Сапоги, - копать чтоб грядки,
Валенки – не замерзать,
Туфли, чтобы танцевать.
Брату впору башмаки. (топают ногами) Не малы, не велики.
Мальчик с толком, с расстановкой, (ноги на ширине плеч)
Занимается обновкой.
То погладит башмаки, (наклон к правой ноге)
То потянет за шнурки. (наклон к левой ноге)
Ну, теперь пора в дорогу, (шагают на месте)
Можно сделать первый шаг!
Логопед : Ребята, посмотрите сколько обуви в обувном магазине.
Игра «Большие – маленькие».
Большие ботинки – маленькие … (ботиночки,
Большие сапоги – маленькие … (сапожки,
Большие туфли – маленькие … (туфельки,
Большие тапки – маленькие … (тапочки,
Большие валенки – маленькие … (валеночки,
Большие кроссовки – маленькие … (кроссовочки).
Логопед : Ребята смотрите, девочка примерила и купила себе туфельки и решила пойти сейчас в этих туфельках на улицу гулять. Как вы думаете, правильно ли девочка выбрала обувь для прогулки?
Дети: Нет. На улице поздняя осень, холодно и у девочки замерзнут ножки.
Логопед : Правильно ребята. В разное время года мы носим разную обувь.
Если обувь для зимы - она, какая? (зимняя,
Если для лета - … (летняя,
Если для осени - (осенняя,
Если для весны - … (весенняя).
- Осенью идут дожди, а весной тает снег и образуется много луж и ручейков. Такое время называется межсезонье, а обувь, которую мы носим весной и осенью называют демисезонной. (Повторяем хором)
Обувь носят все люди : и дети, и мужчины, и женщины.
Как называют обувь для мужчин? (мужская)
-Обувь для женщин? (женская)
-Обувь для детей? (детская)
Есть обувь, в которой мы ходим дома, по квартире. Как называют обувь для дома?
Дети: Домашняя.
Логопед : Какую домашнюю обувь вы знаете?
Дети: Тапочки, шлепанцы.
Логопед : Есть специальная обувь для спорта. Как называют такую обувь?
Дети: Спортивная.
Логопед : Какую спортивную обувь вы знаете?
Ответы детей
Логопед : Вот как много обуви вы знаете. А где можно купить шапку?
Ответы детей
Игра «Один - много»
В магазине: Шапка - шапки – много шапок. Кепка - кепки - кепок. Платок - платки - платков. Панама - панамы – панам Шляпа - шляпы - шляп. Косынка - косынки - косынок.
Логопед : и конечно здесь можно приобрести шарфики, перчатки.
Пальчиковая игра «Перчатки»
Скоро будут холода. Что же делать нам тогда? Поднести руки ко рту, подышать на ладони
Вот одной руке другая
Одеваться помогает
Надевай пальто, большой.
То-то стало хорошо!
Подушечками трех первых пальцев правой руки прогладить большой палец от кончика до основания.
Братья следом, раз-два-три,
Приоделись, посмотри.
Так же прогладить по очереди указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.
Зазевался лишь малыш.
Одевайся, что стоишь.
Дважды прогладить мизинчик
Повторить те же действия с другой рукой.
Все теперь в порядке:
На руках перчатки.
Поднять руки вверх, полюбоваться ими, пошевелить пальцами.
Логопед : Ребята, а где хранят одежду? Ответы детей
Игра «Наведи порядок в шкафу»
Логопед : Посмотрите, какой беспорядок в этом шкафу! Нужно разложить одежду по полочкам.
Дети рассказывают алгоритм раскладки вещей в шкафу.
Логопед : Вы привели в порядок вещи в шкафу.
А кто мне скажет, как надо ухаживать за одеждой обувью и головными уборами и надо ли ухаживать.
Ответы детей
3. Заключительная часть.
Логопед : - Ребята, давайте ещё раз проговорим какая бывает одежда? (осенняя, весенняя и т. д., модная)
- А что такое мода? (Мода- это красивая одежда)
- А вы, ребята, умеете красиво, модно одеваться?
- Кто же создает одежду? (Дизайнер одежды - продумывает сочетание тканей и цветов, создает эскизы и коллекции. Модельер занимается продумыванием ткани и фактуры (чтоб было практично и похоже на эскиз); Стилист - это человек, который занимается созданием образов для клиентов, индивидуального имиджа. Специалист должен подобрать такую одежду, макияж и причёску, которые бы удачно замаскировали недостатки, но выгодно выделили достоинства во внешности, решает, какое платье и аксессуары подходит человеку.
Логопед : Ребята, недавно в одно ателье обратился начинающий художник- модельер и предложил свои эскизы. Взгляните на эскизы, что вы можете сказать, об этом горе-художнике? Чего здесь не хватает? Дети отвечают.
Логопед : Предлагаю вам попробовать себя в роли модельеров и стилистов, дорисуйте и дополните недостающими деталями образы на картинках.
Развитие графомоторных навыков.
Игра «Что не хватает, дорисуй»
По окончании выполнения задания, дети рассказывают, что они дорисовали, как украсили свой фасон (изделие) Рассказ начинается со слов в «своем (платье, костюме) я дорисовал (карман, манжет и т. д.)
Логопед : у вас отлично получилось отредактировать эскизы. Обращаюсь к вам как к стилистам, расскажите…
Игра «Что будет, если»
Что будет, если летом носить меховую шапку? Что будет, если зимой ходить в летней одежде? ….
Ответы детей
Итог занятия :
Логопед : Модная одежда идет всем. Но у человека должна быть красивой не только одежда, но и внутренний мир, душа. Не зря говорят в народе: «Человека встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому и наша одежда, и наши поступки и наши мысли всегда должны быть прекрасными! На этом наше занятие закончено.