Людмила Толстик
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Зима. Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима» {зима, месяц, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, стужа, вьюга, буран, снегопад, снежинка, сугроб, гололед, птица, снегирь, синица, ворона, голубь, воробей, дятел, свиристель, щегол, крыло, перо, хвост, оперение', покрывать, выпадать, идти, заметать, завывать, прилетать, голодать, замерзать, искриться, блестеть, переливаться', белоснежный, искрящийся, холодный, зимующий). Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением). Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР „Зима, Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Оборудование. Ноутбук, СД с записью звуков природы, мольберт, репродукция картины И. Грабаря «Зимний вечер», репродукция картины И. Шишкина «Зима»1, контейнер со снегом и льдом, салфетки для рук, мяч, коврограф, плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц, плоскостные изображения снежинок с напечатанными на них словами.
Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями и природе на прогулке в парке. Рассматривание и сравнивание снега и льда; рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры. Образование существительных — названий леса из деревьев разных пород. Наблюдение за зимующими птицами. Вывешивание в парке кормушек для птиц. Подбор слов-определений к предметам и объектам. Слушание звуков зимней природы.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима». Логопед включает кассету с записью воя вьюги и шума ветра. Дети проходят к столу и садятся на стульчики. Логопед выключает магнитофон.
Логопед. На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца горит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
И. Никитин
Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступает в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали, когда вошли в кабинет?
Дети. Шум ветра, вой вьюги.
Логопед. Какая вьюга?
Дети. Холодная, злая, колючая.
Логопед. Какой ветер?
Дети. Зимний, студеный, злой.
Логопед. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Какой запах вы почувствовали
Логопед. Представьте, что вы оказались в царстве Снежной королевы. Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плечи. Какой запах вы почувствовали?
Дети рассказывают о своих ощущениях. Логопед предлагает им открыть глаза. Открывает показ презентации «В царстве Снежной королевы».
2. Упражнение «Сравни и расскажи». [Развитие связной речи, мышления, тактильных ощущений. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).]
Слайд 1 «Свойства льда и снега»
Логопед. Снег и лед — их появление связано с наступлением зимы. Недавно на прогулке вы наблюдали за снегом и льдом, держали в руках и сравнивали их свойства. Давайте вспомним, что мы знаем об этих природных явлениях. Сравните их и расскажите Снежной королеве об этом.
1- й ребенок. Снег мягкий, а лед твердый.
2- й ребенок. Снег пушистый, а лед гладкий.
3- й ребенок. Снег белый, а лед прозрачный.
4- й ребенок. Снег тает быстрее, а лед медленнее.
Логопед. Очень хорошо. Молодцы!
3. Беседа о зиме и ее приметах. [Развитие диалогической речи, памяти, зрительного внимания. ]
Слайд 2 «Приметы зимы»
Логопед привлекает внимание детей к репродукциям картин.
Логопед. Вчера вы с родителями были на прогулке в парке и видели, что происходит в природе с наступлением зимы. Вспомните, приметы зимы.
Логопед сворачивает презентациею и привлекает внимание детей к репродукциям картин.
Логопед. Перед вами стоят репродукции картин И. Грабаpя' «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима». На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй — уголок ельника. Рассмотрите картины. Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие. на вопрос «Какой?» Какое время года наступило?
1-йребенок. Наступила холодная зима.
Логопед. Что лежит на земле и деревьях?
2-й ребенок. На земле и деревьях лежит пушистый снег.
Логопед. Какие деревья зимой?
3-йребенок. Деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими.
Логопед. Какое небо?
4-й ребенок. Небо высокое и ясное.
Логопед. Какой воздух?
5-й ребенок. Воздух морозный и чистый.
Логопед. Слышится ли что-то в лесу?
6-й р е б е н о к. В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел.
Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо ответили на вопросы, а сейчас давайте пойдем на ковер и поиграем в мяч.
4. Игра с мячом «Какой лес?» [Совершенствование грамматического строя речи. ]
Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает встать в круг и берет у руки мяч.
Логопед. В царстве Снежной королевы нет леса. А на картинеИ. Шишкина изоб-ражен ельник — лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев. И расскажем об этом Снежной королеве.
В игре образуются следующие пары словосочетаний:
лес из осин, осиновый лес — осинник;
лес из ольхи, ольховый лес — ольшаник;
лес из берез, березовая роща — березняк:
лес из дубов, дубовая роща — дубрава:
лес из сосен, сосновый бор — сосняк.
5. Сообщение плана рассказа логопедом. [Развитие речевого слуха. ]
Логопед убирает мяч и вновь приглашает детей на стульчики.
Логопед. А сейчас вы покажете, как научились составлять рассказы по картинам. Составим рассказ по эти картинам «Зимний вечер» и «Зима». Используйте такой план:
• Что изображено на картине?
• Какое время года наступило?
• Что лежит на земле и деревьях?
• Какие деревья зимой?
• Какое небо?
• Какой воздух?
• Слышится ли что-то в лесу?
Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрите картины и добавите в рассказы что-то от себя.
6. Составление рассказов по картинам И. Грабаря и И. Шишкина. [Развитие связной речи. ]
Логопед вызывает двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану.
1- й р е б е н о к. На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на молодых елочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса — светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.
2- й ребенок. На второй картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля, и крыша баньки, и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой вдалеке на холмах чернеет лес.
Логопед предлагает детям определить лучшего рассказчика. Можно предложить и второй паре детей составить свои рассказы.
8. Упражнение «Раздели на слоги». [Совершенствование навыки (слогового анализа слов. ]
Логопед предлагает детям пройти к коврографу, на котором закреплены изображение кормушки и ветки ели.
Логопед. Вы разглядели на картине «Зима» одинокого клеста. А каких еще зимующих птиц можно встретить в лесу зимой?
Слайд 3 «Зимующие птицы»
Дети называют птиц (сова, ворона, воробей, синица, щегол, снегирь, свиристель).
Логопед. Вы вспомнили много названий зимующих птиц. Молодцы А теперьразделите их на слоги.
Дети по очереди делят названия птиц на слоги.
1- й ребенок. Сне-гирь. В этом слове два слога.
2- й ребенок. Си-ни-ца. В этом слове три слога.
3- й ребенок. Ще-гол. В этом слове два слога.
4- й ребенок. Во-ро-бей. В этом слове три слога. (И т. п.)
Слайд 4
9. Компьютерная игра «Составь предложение», «Где сидит птичка?» (Совершенствованиесинтаксической стороны речи (составление предложений с предлогом на, в, под, навыка слогового анализа слов).
Логопед. Поиграем в игру «Где сидит птичка?». Птичек, в названии которых три слога нужно посадить к кормушке, а птичек, у которых в названии два слога к ветке. И составить предложения о них, ответив на вопрос «Где сидит птичка».
10. Упражнение «Волшебные снежинки».[ Формирование навыка чтения. ]
Логопед раздает детям плоскостные изображения снежинок с напечатанными на них словами.
Логопед. Снежной королеве очень понравилось играть с вами. Она узнала много нового и интересного о зиме и зимующих птицах. А в благодарность вам за это пустила таких волшебных снежинок. Они влетели к нам в окно. Прочитайте слова, написанные на них.
11. Рефлексия. Подведение итогов занятия. Создание предпосылок к дальнейшим занятиям.
Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения. Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, что им понравилось на занятии, что было интересно делать, какая из игр им особенно понравилась.