Елена Ляхова
Конспект занятия по развитию связной речи для детей с ОНР на тему «Птицы зимой. Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Птицы зимой (Зимующие птицы).
Цель: Активизация словаря по теме.
Задачи:
1. Учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже,
2. Упражняться согласовывать существительные с числительными,
3. Образовывать сложные прилагательные,
4. Развивать связную речь детей : умение пересказывать рассказ по опорным картинкам
5. Закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: презентация "Зимующие птицы" предметные картинки для пересказа.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Какое сейчас время года? Зимой много снега. Чьи следы можно увидеть на снегу? Кто их оставил? (животные, люди и птицы) Чьи следы? (птичьи).)
II. Работа по теме
1. Загадки.
- А сейчас послушайте загадки и отгадайте их. Слайд 1-8)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Эта хищница болтливая,
Воровата, суетливая,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее (Сорока)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор (Дятел)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это (Синичка)
2. Сообщение темы занятия.
- Дети, вы, наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.)
Правильно, о зимующих птицах.
Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц). Посмотрите и назовите. (Слайд 9)
3. Упражнение «Скажи одним словом» Закончи предложения. (Слайд 11)
Игра Какой? Какая? Какие? (Образование сложных прилагательных.)
-Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)
-У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)
-У вороны длинный клюв? (длинноклювая)
_А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)
-У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)
- А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
4. Физминутка.
Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев
Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,
Зернышки клюют постукивать по коленкам)
Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)
Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)
Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)
Клювики почистили.
Дальше полетели (Имитируют руками взмахи крыльев)
И на место сели. (Дети садятся на стульчики)
5.«Каких птиц много в лесу?»
Много: сорок, воробьёв, синиц.
6. Согласование существительных с числительным в единственном числе.
- А сколько, посчитаем. (Слайды 11,12,13)
7. Пересказ: А) Знакомство с рассказом
- Я прочитаю вам рассказ, про Машу, которая отправилась на прогулку со своим другом Малышом.
«Зимняя прогулка»
Однажды зимним солнечным днем Маша вышла во двор погулять. Малыш стал носиться по сугробам и лаять на падающие снежинки. Несколько дней назад ребята во дворе повесили кормушки для птиц. Красногрудые снегири, похожие на спелые яблочки, уже сидят на ветках деревьев и ждут хлебных крошек или вкусных зёрен. За кустами трещат длиннохвостые сороки, ссорясь из-за горбушки черного хлеба. Как только Маша подошла к кормушкам, чтобы насыпать корм, тут же весело закружили и зачирикали воробьи. Маша покормила птиц и пошла с другими ребятами лепить снеговика.
Б) Беседа по тексту
- О ком этот рассказ?
- Каких зимующих птиц Маша увидела на прогулке?
-Что делали сороки?
-Где сидели снегири?
-Что сделали воробьи, когда увидели Машу?
В)Вторичное прочтение рассказа с выставлением опорных картинок.
Г)Коллективный пересказ (по цепочке)
Д)- А теперь встали и отвернулись. Я уберу одну картинку, а вы отгадайте предложения (и так 3,4 раза)
Е) – Подул сильный ветер и унес все картинки, помогите все предложения расставить на свои места. (Дети выходят по одному и составляют рассказ)
III.Итог
-О ком мы сегодня говорили?
-Что понравилось, вам?
(Слайд 15)
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.