Екатерина Московкина
Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи " Зимующие птицы"
Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимующие птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки зимующих птиц, разрезные картинки к игре "Собери картинку" (зимующие птицы, карточки для игры "Считай и называй",
Ход занятия
1. Организационный момент. Игровое упражнение с мячом "Назови признаки зимы".
-Ребята, когда я пришла на работу у меня на столе лежал конверт с письмом в котором пишется что что-то происходит в Зимнем лесу. В лесу пропали некоторые птицы, нет ЛАСТОЧЕК, СКВОРЦОВ. Неужели пришла в лес беда?
-Давайте с вами попробуем разобраться что же случилось.
-Послушайте стихотворение.
Стихотворение:
Все снег да снег,
Все снег да сугробы
Весь лес и все поле в снегу.
Сквозь снег проступает лесная дорога,
Вот и лисьи следы на снегу.
-О чем это стихотворение? Посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года? (зима)
-На дворе зима, а какие же зимние месяцы мы с вами знаем? (Декабрь, Январь, Февраль.) - А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
-Что вы представляете, услышав слово ЗИМА? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга)
Чтение стихотворения, еще раз.
Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с) Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с
-Придумайте слова связанные с зимой, где слышался бы звук «С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька, снежок.)
-Какая зима (холодная, морозная, снежная, ветреная, вьюжная)
- Сейчас вы по очереди будите называть признаки зимы.
*3има какая, если снег - снежная
*если мороз - морозная
*если ветер - ветреная
*если вьюга- вьюжная
(Вьюга -несильный ветер со снегом, метель- сильный снег с ветром, пурга- очень сильный ветер и снег, снегопад- идет много снега.)
2. Введение в тему. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. ]
-Ой, ребята посмотрите, в лесу столько жителей, давайте посмотрим
внимательно и скажем, кто это в нашем лесу гостит?
• Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
• По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).
• Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.).
• Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
• Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
• Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
• Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
• Какие это птицы. (Зимующие).
• Почему мы их так называем?
Молодцы, а теперь давайте отгадаем загадки
3. «Угадай-ка»
1) Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Всё равно ты будешь мой. (дятел)
2) Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине Он появится опять.
(снегирь)
3) Она маленькая птичка, И зовут ее.
(синичка)
4) Эта птица- непоседа Одного с березой цвета Кто это?
(сорока)
5) Носит серенький жилет, Но у крыльев- черный цвет. Видишь- кружат двадцать пар И кричат: кар-кар
(ворона)
Рассмотреть с детьми на картинках зимующих птиц (ворона, воробей, синица, сова, голубь, сорока, снегирь, клёст и т. д.); вспомнить их характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка, величина); где они живут, чем питаются.
4. Игра с мячом "Один- много". (Совершенствование грамматического строя речи приглашают детей на ковер).
- Давайте поиграем в игру с мячом "Один- много". Я буду бросать "звучащий" мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.
- снегирь-снегирей
- голубь - голубей
- синица-синиц
-сорока-сорок
-ворона- ворон
5. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
6. Дидактическая игра «Назовите ласково»
-Куда прилетают птицы зимой пообедать (к кормушке)
-Назовите ласково:
*Кормушка- кормушечка
*Синица- синичка
*снегирь- снегеречек
*воробей- воробушек
*клюв- клювик
*хвост-хвостик
*перо-перышко
*крыло-крылышко
- гнездо-гнездышко
7. Давайте поиграем в игру «Снеговик». Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам мячик, а вы будете добавлять слово снеговик, но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне мяч (картинка снеговика)
Мы решили слепить (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).
Мы показали соседям нашего (снеговика).
Мы играли с нашим (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о (снеговике).
Нам было весело лепить….(снеговика).
Итог :
Теперь мы с вами разобрались, что же произошло в зимнем лесу, куда пропали некоторые птицы.
-Молодцы, вам понравилось, наше занятие?
- Что Вам понравилось больше?
-О каких птицам мы с вами разговаривали? (о зимующих)
-А каких зимующих птиц вы запомнили.
(После занятия детям можно показать еще фото, мультфильм про зимующих птиц для закрепления занятия)