Ольга Дедова
Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа детей по структуре речевого нарушения: общее недоразвитие речи 3 уровня
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Оборудование: мультимедийная установка, презентация к занятию, таз с водой, плавающие игрушки – уточки, крупы: фасоль, пшено, мяч, кубик с цифрами, массажный мяч, раздаточные картинки с домашними птицами.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Домашние птицы»
Задачи:
- Коррекционные
Закреплять названия домашних птиц и их детенышей.
Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
Уточнять знания о том, какие домашние птицы живут рядом с человеком. Познакомить с внешним видом, уточнить, что они едят, пьют, где живут.
-Образовательные
Развивать интерес к познанию окружающего мира.
Развивать монологическую и диалогическую речь.
-Воспитательные
Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать друг друга, взаимопомощь.
Вызывать в детях положительный эмоциональный отклик.
Планируемые результаты: дети знают, называют и различают домашних птиц, грамотно и полно строят высказывания, используют в речи поставленные звуки.
Ход занятия:
I. Создание мотивационного поля. Организационный момент.
Дети садятся на стулья.
- Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. А чтобы хорошо и правильно разговаривать, разомнем наши язычки.
Артикуляционная гимнастика:
Выполнение гимнастики с элементами биоэнергопластики
1. Широко открывай рот
2. «Заборчик»
3. Чередование широко рот-заборчик
4. «Наказать непослушный язычок»
5. «Крепкий орешек»
6. «Чашечка»
7. «Вкусное варенье»
8. Индюк болбочет
9. Лошадка
10. Поезд д-т
2 слайд
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите на экран. Это поезд, отправляемся.
1. Речь с движением:
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит.
- Тороплюсь! — гудит. -
Тороплюсь! Тороплюсь!
Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи стоящему впереди.
Первый ребёнок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза.
3 слайд
- Посмотрите, куда мы приехали? (в деревню, на птичий двор)
-Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать, беседовать о домашних птицах.
4 слайд
- Это кто? Какие они? Что умеют делать?
Ответы детей.
III. Самостоятельное применение знаний на практике.
1. Гусь.
Игра «Чей,чья,чье?»
Это чья голова? – Это гусиная голова
Это чье крыло?- Это гусиное крыло
Это чей хвост?- Это гусиный хвост
Это чья шея?- Это гусиная шея
Это чьи лапы?- Это гусиные лапы
Это чье туловище?- Это гусиное туловище
-Молодцы!
5 слайд
Логопедическая распевка
Гуси медленно идут,
Вперевалочку бредут,
Гуси га-га-га-гагочут,
Будто весело хохочут.
Гуси га-га-га-гагочут,
Будто весело хохочут.
Га-га-га, га-га-га - с перепонками нога.
Га-га-га, га-га-га - с перепонками нога.
Дети вместе с логопедом движениями рук произносят слова.
6 слайд
Пластические этюды
Посмотрите, какая длинная шея у гуся
Давайте вытянем длинную шею, как умею гуси их вытягивать.
Повернем направо - налево, вверх- вниз. Молодцы.
А теперь давайте пошипим, как гуси шипят. Рассердились, шипим сердито.
(звукоподражание, развитие голосового аппарата).
7 слайд
- Ребята, гуси - это кто? (Домашние птицы).
- Какую пользу приносят гуси человеку? (Яйцо, пух, мясо).
2. Утка
8 слайд
Логопед рассказывает стихотворение «Утя- утюжок»
Утя-утя, утюжок,
Вперевалочку шажок.
Плавать толстому не лень,
Гладить речку целый день.
Только речка морщится,
Волнами топорщится.
Чуть не плачет утя:
- Кто со мною шутит?
Вдруг не стало ветерка –
И разгладилась река.
- Ребята, утки - это кто? (Домашние птицы). Почему?
Дети: Живут рядом с человеком и приносят ему пользу. Человек кормит их, строит для них жилье.
Игра с мячом «Назови ласково»
Утка-уточка
Петух-петушок
Хвост-хвостик
Клюв-клювик
Крыло-крылышко
Курица-курочка
9 слайд
Развитие общей координации.
- Давайте, пройдемся как уточки,медленно, вперевалочку.
10 слайд
- Что умеет делать уточка? (ходить, плавать, крякать и т. д.)
Упражнение на дыхание.
таз с водой,в воде плавает уточка. Дети по очереди подходят и дуют на маленького утенка.
Молодцы!
11 слайд
Какую пользу приносят утки человеку? (Яйцо, пух, мясо)
3. Петух
12 слайд
Давайте послушаем Тему стихотворение «Петушок»
Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Ты зачем так рано встал,
"Ку-ка-ре-ку" прокричал?
- А затем, - петух ответил, -
Чтобы не проспал народ
Солнца ясного восход!
Про кого стихотворение? Кто такой петух?
Работа над просодической стороной речи
Давайте громко прокричим ку- ка- реку. А теперь тихо
13 слайд
Давайте послушаем Полину, какое она нам расскажет стихотворение.
«Петушок»
Петушок, петушок
Каши выклевал горшок.
Выклевал до донышка,
Чтобы пело горлышко:
- Ку-ка-ре-ку!
Ребята чем питается петушок? (зернышками, семенами, паучками, червячками.)
Все правильно. Мне нужна ваша помощь, помогите перебрать пшено, иначе петушок подавится.
Развитие мелкой моторики пальцев рук:
(миска пшено и фасоль, отделить фасоль от пшена)
14 слайд
А сейчас мы послушаем Дениса,он тоже хочет рассказать нам стихотворение
«Едет Петя»
Едет Петя на карете,
Гребешком трясет.
Красным гребешком трясет-
Сухарики везет
И кричит:
-Ку-ка-ре-ку!
Дам всем по су-ха-ри-ку!
Игра: «Угощение» (Управление дательным падежом)
Логопед раздает каждому ребенку карточку с изображением домашних птиц. Кому Петя даст сухарик?
Дети: Петя даст сухарик курице,
даст сухарик цыпленку,
даст сухарик утке,
даст сухарик индюку и т. д.
4. Курица
15 слайд
Что же это за птица? (Курица, домашняя птица)
Чем питается курочка?
Что умеет делать?
Кто детки у курицы?
Дети: зернышками, ходит, клюет, кудахчет, цыплята.
Игра «Наоборот»
Курица большая, а цыпленок…
Цыпленок молодой, а петух …
У гуся шея длинная, а у курицы….
У гуся лапы широкие, а у курицы….
У петуха туловище крупное, а у цыпленка ….
У утки клюв широкий, а у курицы…
16 слайд
Кто это? (цыплята)
Игра с кубиком «Сосчитай»
Давайте посчитаем, сколько цыплят может быть у мамы курицы
17 слайд
Какую пользу приносит курица человеку? (Яйцо, пух, мясо.)
5. Птичий двор
18 слайд
Давайте, ребята вспомним, кого мы сегодня с вами увидели? (гусей, уток, петуха, курицу с цыплятами)
Игра «Собери семью»
IV. Рефлексия
– Ребята, где мы сегодня были?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
--Что вам понравилось? Что было сложного?
– Вы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.
Пора возвращаться домой.
19слайд
Речь с движением:
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит.
- Тороплюсь! — гудит. -
Тороплюсь! Тороплюсь!