Ирина Ларионова
Конспект логопедического занятия по коррекции оптико-моторной дисграфии «Дифференциация согласных букв п-т»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей различать буквы п – т и выделять согласные звуки п – т
из слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Задачи:
1. Закреплять моторные навыки написания букв п, т с опорой на кинетические ощущения.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
3. Развивать фонематическое восприятие.
4. Закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов.
5. Уточнить уровень сформированности пространственных представлений обучающихся.
6. Закреплять понятие о смыслоразличительной роли букв п, т.
Публикация «Конспект логопедического занятия по коррекции оптико-моторной дисграфии „Дифференциация согласных букв п-т“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Темочки
7. Активизировать и обогащать словарный запас обучающихся.
8. Воспитывать интерес к учёбе.
Оборудование:
1. Демонстрационные карточки с изображением букв п, т.
2. Изображения Торопыжки, почтальона Печкина, Чиполлино, Кота в сапогах, пчелы.
3. Элементы букв п, т из бархатной бумаги для каждого обучающегося.
4. Наглядное пособие «Овощи» к заданию: «Помогите Чиполлино».
5. Таблица букв для игры «Пчёлка».
6. Конверты с нанесённой на них сеткой 4 4 клеток.
7. Звуковая линейка и буквы п, т - 4 комплекта.
8. Изографы «вертолёт», «автомобиль», «трактор».
9. Зашифрованная запись слов для чтения.
10. Мяч.
11. Карточки со словарными словами: патиссон, картофель, помидор, транспорт.
12. Карточки для индивидуальной работы.
1. Организационный момент
Логопед. Сегодня мы совершим путешествие в волшебную страну, где живут герои из разных сказок. Первым к нам пришёл Торопыжка из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда торопится, когда пишет и поэтому путает некоторые буквы. Чтобы узнать, какие буквы он путает, определите первый и пятый звуки в имени этого сказочного героя.
Дети. Первый звук – т, пятый – п.
2. Сообщение темы занятия
Логопед. Итак, какие буквы мы будем сегодня различать?
Дети. Сегодня на занятии мы будем различать буквы п, т.
Логопед. Откройте тетради, запишите число и тему занятия :
«Различай п – т».
3. Установление связи кинема – графема
Логопед. (вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв п, т). Поможем Торопыжке запомнить, чем похожи и чем различаются буквы п – т.
Логопед вызывает одного ученика к доске и просит написать букву п и элементы, из которых состоит буква. Затем, второй ученик выполняет такое же задание с буквой т. Логопед просит третьего ученика сравнить буквы и сказать, какие элементы у них одинаковые, четвертого - чем отличаются буквы.
Логопед. Буква п – простая буква, у неё пара (2) ножек.
Буква т – трудная буква, у неё три ножки.
Логопед. Напишите пальцем в воздухе букву п на счёт : раз – два; т – на счё т: раз – два – три.
Дети прописывают.
Логопед. Сконструируйте буквы п и т из элементов (вырезанные из бархатной бумаги).
Дети выполняют задание и делают вывод: п – простая буква, у неё пара ножек, т – трудная буква, у неё три ножки.
4. Игра «Пчёлка» (направлена на развитие зрительного восприятия)
Логопед. Отгадайте загадку и вы узнаете, в какую игру мы сейчас будем играть.
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
И поделится медком.
Дети. Пчёлка.
Логопед. К нам прилетела пчёлка. Целыми днями она работает, собирает нектар. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчёлка соберёт их правильно, у неё получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, на которых пчела делает остановку. В конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.
б в г д е ж
з и ь к л э
м н а о п ъ
р с т у ф я
х ц ч ш ю щ
Первая буква, на которую опустилась пчёлка – п. Дальше она перелетела влево на 1 клетку (о). Вниз на 2 клетки и на 1 клетку влево (ч). Вверх на 1 клетку (т). Вверх на 1 клетку (а).
Логопед. Какое слово у вас получилось?
Дети. Почта.
Логопед. Определите место букв п-т в слове почта.
Дети. В слове почта буква п – на 1 месте, т – на 4 месте (пользуются звуковыми линейками).
Логопед. Пропишите всю строчку буквы, чередуя п т.
5. Звукобуквенный анализ
Логопед. Что делают на почте?
Дети. Разносят и отсылают письма.
Логопед. Кто разносит письма?
Дети. Почтальон.
Логопед. К нам тоже пришёл почтальон. Кто узнал его? Как его зовут и из какой он сказки? Кто автор этой сказки?
Дети. Почтальон Печкин из сказки «Каникулы в Простоквашино». Автор – Э. Успенский.
Логопед. Почтальон Печкин принёс нам письмо. Но открыть его мы сможем, если выполните правильно два задания.
Первое (раздаёт ученикам конверты с нанесённой на них сеткой 4 4 клеток) – я буду диктовать слова, а вы должны выписать из них только буквы п и т. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то писать нужно в одной клетке.
1 ряд: пенал, птичий, тапочки, папа.
2 ряд: каток, мастер, попугай, потерял.
3 ряд: тётя, спел, брат, терпенье.
4 ряд: костюм, тянут, почта, паук.
Логопед. Давайте проверим, как вы выполнили задание.
(Вывешивает на доску карточку для проверки).
п пт тп пп
т т пп пт
тт п т тп
т тт пт п
Взаимопроверка (дети меняются тетрадями и проверяют).
Дети делают заключение: у некоторых учеников ошибки. Вывод: продолжаем учиться различать буквы п – т и выделять [п – т ] из слов.
6. Работа со слогами
Логопед. Второе задание: прочитайте слоги.
Дети. Па – та, по – то, пу – ту, пы – ты, пэ – тэ.
Логопед. Вспомните слова, которые я вам диктовала. Назовите только те, в которых есть эти слоги.
Дети (вспоминают) Папа, паук, потерял, попугай.
7. Логопед. Вот теперь мы можем открыть конверт. Читаем письмо!
Дети. Дорогие, ребята! Я работал в огороде и очень устал. Помогите мне, пожалуйста, собрать урожай. Чиполлино.
Логопед. Из какой сказки пришёл Чиполлино? Кто автор сказки?
Дети. «Приключения Чиполлино», написал Джанни Родари.
Логопед. (Вывешивает плакат «Овощи»). Поможем Чиполлино собрать урожай. Посмотрите на картину и назовите только те овощи, в названии которых есть звуки п, т. Запишите слова в три столбика: в 1 – с буквой п, во 2 – т, в 3 – п и т.
п т п – т
помидор тыква капуста
репа картофель патиссон
подсолнух салат
укроп томат
Логопед проводит словарную работу: патиссон, томат – помидор (синонимы, картофель, капуста.
Проверяем, какой урожай мы собрали.
Дети. Читают слова по одному столбику.
8. Физминутка
Логопед. Потрудились мы на славу, а теперь и отдохнуть пора.
(Уточнение уровня сформированности пространственных представлений учащихся, развитие межполушарного взаимодействия).
1) Левой рукой закройте правый глаз, а правую руку положите на левое плечо.
2) Правой рукой возьмитесь за левое ухо, а левой рукой – за правый локоть.
3) Левой рукой достаньте до правой коленки, а правой рукой – до левой.
4) Сидя за партой: кулак – ладонь на счё т: раз – два.
5) Кулак – ребро – ладонь на счё т: раз – два – три.
9. Игра «Волшебный ластик»
Логопед. Двигаясь дальше по волшебной стране, мы встречаем (показывает изображение Кота в сапогах). Кто это? Из какой сказки? Кто автор?
Дети. Кот из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах».
Логопед. Кот потерял волшебный ластик, который стёр в буквах п и т все перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слова, опираясь на количество ножек у букв :
у ка
игр каш ан
лас очка бегемо о оль
о угай они ли а
етух ан ило а лис венница
Дети читают и объясняют – – буква п, – буква т.
Логопед. Назовите каждую группу слов одним словом.
Дети. Птицы, звери, деревья.
Логопед. В названии какой группы есть буквы п и т?
Дети. Птицы.
Логопед. Запишите птиц, которых вы запомнили.
Найдите лишнее слово в последней группе и объясните почему.
Дети. Лиственница, потому что лиственница – хвойное дерево, а остальные – лиственные.
Логопед. Определите место звуков п, т по звуковой линейке в словах из второй группы.
10. Игра «Наоборот» (понятие о смыслоразличительной роли букв п,т)
Логопед. Я называю слово и бросаю мяч, вы мне возвращаете мяч и меняете в слове буквы п на т и наоборот.
Логопед Дети
тачка пачка
почка точка
тара пара
пир тир
Логопед. Что происходит со словами при замене букв п на т и наоборот?
Дети. Меняется их смысл.
Логопед (раздаёт индивидуальные карточки детям). Закончите словосочетания, подчеркните буквы п, т. Прочитайте, что у вас получилось.
Распустились …
Поставили … (почки, точки)
Тяжёлая …
Старая …. (пачка, тачка)
Стрелковый …
Весёлый … (тир, пир)
Танцевальная …
Пустая … (пара, тара)
Вывод делают дети: При замене букв п на т изменяется смысл слова. Нельзя путать буквы!
11. Анализ предложения
Логопед. Вот и подходит к концу наше путешествие в страну сказочных героев. А возвращаться мы будем на… (вывешивает изограф «вертолёт»?
Дети. На вертолёте.
Логопед. Покажите буквы в том порядке, как они стоят в слове. Вертолёт опустился вниз и сел на поле, на котором работает («трактор»).
Перешли мы поле пешком, устали. Давайте проедем на («автомобиль»).
Как, одним словом назвать всё это?
Дети. Транспорт.
Логопед. Составьте предложения с этими словами. Начертите графические схемы предложений.
Дети. Выходят к доске, чертят графическую схему предложения и анализируют его (сколько слов в предложении, в каких словах есть звуки п-т и обозначают их буквами).
12. Итог занятия
Логопед. Завершилось наше путешествие. Давайте вспомним, каких сказочных героев мы встретили в волшебной стране?
Дети. Торопыжку, почтальона Печкина, Чиполлино, Кота в сапогах.
Логопед. Чему мы учились на занятии?
Дети. Мы учились различать буквы п – т.
Логопед. Как различить буквы п – т?
Дети. У буквы п – пара ножек, у т – три ножки.
Логопед. Какие ошибки вы не будете больше делать?
Дети. Не будем путать буквы п – т.