Ирина Вершинина
Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию.
Тема: Звук и буква [Ц].
Цель: Познакомить детей с буквой (звуком – всегда твёрдый, со схемой слова, цветовым обозначением согласных звуков. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, навыки звукового анализа, грамматический строй речи. Умение определять место звука в слове, связную речь. Развивать умение внятно и чётко произносить слова.
Публикация «Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Материал: предметные картинки со звуком [Ц], карточки с изображением буквы, схемы слов. Логопедические тетради. «Логопедические игры» И. Скворцова. «Логопедия в картинках» М. Мезенцева.
Этапы непосредственной образовательной деятельности :
Оргмомент «Логопедические игры» И. Скворцова стр. 7 «Назови части предмета».
Знакомство с [Ц]- характеристика согласного звука : в произношении звука принимает участие не только голос, но и другие органы артикуляционного аппарата (зубы, губы, язык). Звук твёрдый всегда, обозначается
«Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком [Ц]»
Логопедическая тетрадь стр. 22 Выбрать предметы со звуком [Ц]- определить его место в слове.
Логопедическая тетрадь стр. 19: назови картинки, чётко произнося звук, определи место звука в слове
Физкультминутка.
Логопедическая тетрадь стр. 32, строчки 4 и 5: найти лишнюю картинку (по наличию или отсутствия, место положения заданного звука).
«Логопедия в картинках» М. Мезенцева стр. 64 – 65 задания 1, 3, 4, 5, 6.
Выделение последовательности звуков в простых словах : ЦАП, схема слова.
«Назови животное (птицу, насекомое) со звуком [Ц].
Итог. Рефлексия.
Тема: Звуки [С] и [Ц].
Цель: Закрепить знания детей о звуках, продолжать знакомить с цветовым обозначением согласных звуков, схемой слова. Развивать фонематический слух, навыки дифференциации согласных в словах, внимание, навыки звукового анализа слов, логическое мышление, грамматический строй речи, словообразования. Учить определять место звука в слове, их последовательность.
Материал: предметные картинки со звуком [С] и [Ц], карточки с изображением буквы, схемы слов. Логопедические тетради. «Логопедические игры» И. Скворцова. Два макета домов. «Логопедия в картинках» М. Мезенцева.
Этапы непосредственной образовательной деятельности :
Оргмомент «Что нарисовано?» (по сюжетной картине назвать как можно больше слов «Кто?», «Что?») «Логопедические игры» И. Скворцова стр. 8.
Сравнительная характеристика звуков [С] и [Ц], цветовое обозначение.
«Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком [Ц], топни, если звук [С]»
Логопедическая тетрадь стр. 21место звука в слове.
Преобразование слогов, путём замены согласного. Первый слог проговаривает педагог, второй преобразуют дети : АС – АЦ, ОС – ОЦ…. СА – ЦА, СУ – ЦУ…. ЦОК – СОК, БАЦ – БАС…. ЦВЕТ – СВЕТ
Словообразование существительных (предметы по их назначению) : хлеб – хлебница, салат – салатница, конфета -, мыло -, суп -, сахар -.
Физкультминутка.
«Кто в каком домике живёт» распределение предметов по домам С и Ц, по наличию звука в слове.
Из предыдущего задания выбрать по картинке подходящей к схеме слова (у каждого ребёнка своя схема слова)
Выделение последовательности звуков в простых словах : САЛАТ («Логопедия в картинках» М. Мезенцева стр. 12, схема слова.
Итог. Рефлексия.
Тема: Звуки [З] и [Ц].
Цель: Закрепить знания детей о звуках, продолжать знакомить с цветовым обозначением согласных звуков, схемой слова. Развивать фонематический слух, навыки дифференциации согласных в словах, внимание, навыки звукового анализа слов, логическое мышление, грамматический строй речи. Учить определять место звука в слове, их последовательность, делить слова на слоги.
Материал: предметные картинки обуви, одежды, головных уборов со звуком [З] и [Ц], карточки с изображением буквы, схемы слов. Логопедические тетради. «Логопедические игры» И. Скворцова. «Логопедия в картинках» М. Мезенцева.
Этапы непосредственной образовательной деятельности :
Оргмомент «Подбери слово» к глаголу задать вопрос: «Кто? Что?» (Бежит «Кто? Что?») «Логопедия в картинках» М. Мезенцева стр. 12 – 13.
Сравнительная характеристика звуков [З] и [Ц], цветовое обозначение.
Логопедическая тетрадь стр. 30: назвать по картинке предметы со звуками [З] и [Ц], девочки раскрасят предметы со звуком [З], мальчики - [Ц].
Работа в парах. Из предложенных картинок выбрать:
• Обувь
• Одежду
• Головные уборы
Выбрать предметы в названии которых есть звук [З] или [Ц], по заданию.
Физкультминутка.
Из предыдущего задания, отобранные картинки распределить под схемами
Выделение последовательности звуков в простых словах : ЦЕНА (смысл слова, примеры из жизни, схема слова. Деление слова на слоги, схема слова --|.
«Логопедия в картинках» М. Мезенцева стр. 68 – 69 задания 1, 2, 5; стр. 70 – 71 задания 1, 6.
Итог. Рефлексия.
Тема: Звуки [Ч] и [Ц].
Цель: Закрепить знания детей о звуках, продолжать знакомить с цветовым обозначением согласных звуков, схемой слова. Развивать фонематический слух, навыки дифференциации согласных в словах, внимание, навыки звукового анализа слов, логическое мышление, грамматический строй речи, словообразования. Учить определять место звука в слове, их последовательность. Развивать навыки ориентировки на листе бумаге, в плане.
Материал: предметные картинки фрукты, ягоды, овощи со звуком [Ч] и [Ц], карточки с изображением буквы, схемы слов. Логопедические тетради. «Логопедические игры» И. Скворцова. «Логопедия в картинках» М. Мезенцева. Изображения дерева, куста, грядки для дифференциации.
Этапы непосредственной образовательной деятельности :
Оргмомент «Что растёт в огороде?» «Логопедические игры» И. Скворцова стр. 23. дифференциация фрукты, ягоды, овощи.
Сравнительная характеристика звуков [Ч] и [Ц], цветовое обозначение.
Логопедическая тетрадь [Ч] и [Щ] стр. 7 строчка № 5: найди лишнюю картинку, объясни почему.
«Логопедия в картинках» М. Мезенцева стр. 118 – 119 задания 1,2,3,4 ,5,7.
Физкультминутка.
Работа с планом-картой.
Картинки из оргмомента разложить: что растёт на грядке – на грядку, на дереве – на дерево, на кустах – на куст. Из овощей выбрать картинки со звуком [Ч] или [Ц], определить место звука в слове.
«Назови первый и последний звук» : ВРАЧ, ЧАЙ, ЦИФРА, ОГУРЕЦ, ЧАС.
Графический диктант.
Итог. Рефлексия.