елена смолянинова
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ. ИЗ опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировалась у ребенка стойкая мотивация на здоровый образ жизни, так же толерантность всех участников внедрения здоровьесберегающих технoлогий в педагогический процесс ДОУ.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
При проведении НОД, мы проводим физкультминутки. Их цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, поэтому ежедневно проводим прогулки, во время которых дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей (любимые п/игры наших детей: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Водяной», «Цепи кованные»).
Нами создана картотека подвижных игр, которые предварительно разучиваем в группе и закрепляем во время прогулки («Листопад», «Вейся венок», «По узенькой дорожке», «Беги к тому, что назову», «Лохматый пес», «У медведя во бору»,«Раздувайся пузырь», «Птички и дождик», «Дед Мороз», «Снег кружиться», «Мыши водят хоровод», «Берегись - заморожу», «Шире шаг», «След в след», «Загони льдинку», «Бегите ко мне», «Поезд», «Узнай, чей след», «Найди предмет» и другие).
Дыхательная гимнастика включает многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. В каждое занятие включаем упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.
Из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
Мы ежедневно проводим утреннюю гимнастику с детьми и приглашаем родителей вместе с нами сделать гимнастику, они с удовольствием откликаются и принимают активное участие, не только мамы и папы, но приходят бабушки и дедушки. Ведь выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей и их родителей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в нашей группе проводится и бодрящая гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.
Так же мы используем босохождение по массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, следочки)
В нашем детском саду функционирует фитобар, где воспитанники получают кислородный коктейль. Кислородный коктейль – это сок, фитораствор или ягодный морс, напиток, насыщенный кислородом до состояния нежной воздушной пены. Кислородный коктейль - это очень полезный продукт. Он помогает сконцентрироваться и улучшает память, улучшает зрение. Это естественный природный способ избавиться от головной боли, увеличивает выносливость, является немедикаментозным способом снижения веса, успокаивает и стабилизирует нервную систему, служит гарантией хорошего настроения.
Его применяют для устранения гипоксии, повышения работоспособности, устранения хронической усталости, нормализации сна, повышения иммунитета.
Особое внимание при работе над решением наших задач привлекли здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного. На наш взгляд они являются наиболее оптимальными и имеют широкие возможности применения в ДОУ. Мы используем следующие из них:
1) Режим «динамических поз» или вертикальной позы. (Менять позы там, где это возможно, стоя, сидя на ковре, лежа, активно использовать массажные коврики).
2) Построение образовательной деятельности в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. (Все оформление в группе строится в режиме дальнего зрения).
3) Созерцание разных цветов (Каждый цвет несет определенную функцию и влияет на психические, химические, физические процессы в организме человека).
4) Применение системы универсальных символов (СУС). (Способствует снижению утомляемости, ослаблению комплекса закрытых помещений).
Немаловажное значение имеет укрепление психологического здоровья и комфорта дошкольников. С этой целью мы отобрали и активно используем в работе с детьми приемы арт - терапии (рисование ладонью, пальчиками; песочная терапия; тесто пластика). Эта деятельность вызывает особый интерес наших воспитанников и способствует развитию их творческих способностей.
Визитной карточкой нашего ДОУ, является - Улыбкатерапия - здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней.
Сказкотерапия и минуты шалости заняли определённую нишу в нашем ДОУ. Дети играя в сказку преодолевают препятствия вместе со сказочными героями а в минуты шалости поднимается настроения, происходит психологическая разгрузка.
Ежедневно 2-3 раза в день используем в своей работе Су-Джок шарики, они легко помещаются в ладошке детей, не выскальзывают из рук.
Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем колючий шарик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»)
Так же делаем упражнения с массажным средним мячом.
Месим, месим тесто (сжимаем мяч)
Есть в печи место (перекладываем в др. руку)
Испечем мы каравай! (Сжимаем обеими руками)
Перекладывай, давай (катаем между ладошками)
Разыгрываем знакомые сказки и сочиняем новые.
В нашем ДОУ, в каждой возрастной группе, организован сенсорно - моторный уголок, в котором имеется большое количество релаксационного материала: Су-Джок мячики, шарики, шишки, камешки, жёлуди, грецкие орехи.
Музыкальные релаксационные композиции; материалы для использования приемов ароматерапии: масла, натуральные ароматизаторы (цедра лимона, подушечки с хвоей, лавровый лист, корица и т. д); для психологической комфортности детей создана картотека релаксационных упражнений, так же создан уголок «уединения».
Конечно же, успешная реализация здоровьесберегающих технологий зависит от всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогов и родителей. Поэтому, в нашу деятельность, мы, несомненно, включаем родителей. В группе систематически оформляются консультации для родителей по данной тематике: «Витамины в овощах и фруктах», «Личная гигиена дошкольников», «Польза злаков», «Внимание! Наступает зима!» и т. д. Активное участие родители нашей группы принимают в совместных спортивных мероприятиях с детьми, проводятся родительские собрания, по проблемам здоровьесбережения:
«Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста», «Здоровье детей – наше общее дело!» и т. д.
Опыт нашей работы с родителями «Организация мероприятий по профилактике заболеваний в ДОУ и семье» был представлен на педагогическом совете ДОУ. Мы сравнили результаты своей систематизированной деятельности со своими прежними результатами и выявили, что в ходе системной реализации здоровьесберегающих технологий:
1) существенно на 50% снизился уровень заболеваемости детей;
2) повышается уровень психологической комфортности;
3) повышается эффективность образовательного процесса.
Исходя из этого, мы считаем, что опыт нашей работы эффективен, и может представлять интерес для педагогов дошкольных учреждений и успешно использоваться ими в своей деятельности.
Заключение
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит качество дошкольного образования, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет воспитанникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.