Августова Елена
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 1 «Алёнка» г. Арамиль Августова Е. И.
Направление:
- познавательно-речевое развитие;
- социально-личностное развитие.
Ведущая образовательная область:
- коммуникация.
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- всесторонне развивать и активизировать речь;
- закрепить произношение и автоматизировать звук [Ш];
- развивать моторику, общую, мелкую, артикуляционную;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш]“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- развивать кинестетический и кинетический праксис;
- развивать речевое дыхание, плавный длительный выдох;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать психические процессы, память, мышление, внимание.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; тематические картинки.
Ход занятия.
I. Психоэмоциональный настрой, приветствие.
Логопед. Здравствуйте дети! Сегодня к нам при шли гости змейка Шуша и Мишутка.
Логопед. Я очень рада видеть вас! Нас ждут увлекательные, игры, упражнения и много интересного. Хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Давайте за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Логопед. Возьмёмся за руки и посмотрим друг на друга с улыбкой.
II. Основная часть занятия.
Логопед. Сегодня я расскажу историю. В волшебном лесу, в своём домике – берлоге жил медвежонок Мишутка. Как-то раз Мишутка сидел дома, пил чай с мёдом, и вдруг услышал, с улицы доносится странный звук «Ш-Ш-Ш…».
Мишутка вышел из домика, огляделся и увидел на крыше маленькую змейку.
«Как тебя зовут?» – спросил Мишутка змейку. «Шуша» – ответила змейка. «А меня Мишутка» – сказал медвежонок. «Почему ты шипишь?» – спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» – ответила Шуша. «А ты умеешь шипеть?» – спросила Шуша. «Нет» – ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» – обрадовался Мишутка «Повторяй за мной Мишутка» – сказала змейка.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Дети, сейчас мы вместе с нашими гостями будем выполнять упражнения для губ и языка. ( Дети: «Мы вместе с гостями будем выполнять упражнения»).
Логопед. Упражнения для губ.
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Губки наши улыбнулись,
Сильно-сильно растянулись.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук [У] без участия голоса.
В трубочку тянулись губы,
Будто мы гудели в трубы.
Логопед. Упражнения для языка.
«Месим тесто». Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
«Блинчик». Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Широкий, как блинчик, лежит наш язычок.
Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.
«Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
Ели мы варенье – губки теперь сладкие,
Мы оближем губки, и будет все в порядке.
«Чашечка». Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язычок мы поднимаем,
В чашку чай мы наливаем.
Логопед. Дети, вам понравилось выполнять упражнения? ( Дети: «Нам очень понравилось выполнять упражнения»).
Логопед. А сейчас выполним дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Упражнения «Дуем на чашечку» для выработки воздушной струи посередине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки (используем тренажёр для развития речевого дыхания).
Вперёд чашку выдвигаем
Вкусный чай мы остужаем.
Шуша. «Смотри как у нас здорово, получается! Все молодцы!
Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?»
Шуша. «Я умею петь слоги. Давайте споём все вместе». Я буду начинать, а вы повторяйте за мной. ( Дети: «Хорошо, Шуша, мы любим петь».)
(логопед предлагает детям присоединиться к Шуше и Мишутке, пропеть слоги).
Слоговые ряды :
Аш – ыш – ош – уш – иш, ша – шо – шу – ши.
Аш – аш – аш. Ша – ша – ша.
Ош – ош – ош. Шо – шо – шо.
Уш – уш – уш. Шу – шу – шу.
Шуша. «Как вы хорошо поёте, а теперь повторяйте все вместе за мной слова» – предложила Шуша. ( Дети: «Да»).
Проговаривание слов со звуком [Ш] (используем картинку).
Шапка, шуба, машина, душ, кошка, шкаф.
Мишутка. «Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» – попросил медвежонок. ( Дети: «С удовольствием ещё поиграем».)
Шуша. «С радостью! Мишутка поиграем в слова. Дети нам в этом помогут.
( Дети: «Мы обязательно поможем».)
Игра «Запомни и повтори» (контроль после проговаривания, используя картинки со звуком [Ш] середине слова).
Кошка – мышка – кукушка
Лягушка – подушка – мишка
Шуша. Медвежонок, поиграем ещё немного. Ведь так интересно и весело!
Игра «Назови ласково» (используем картинки).
Лошадь –
Ракушка–
Машина –
Вишня –
Горох –
Петух –
Башня –
Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук [Ш] (используем картинки).
Тапки –
Майка –
Накал –
Дар –
Губы –
Лапка –
Мак –
Чашка –
Шуша. Мишутка, что-то я немного устала, давай немного отдохнём и потопаем. ( Дети: «Нам тоже не мешало бы немного отдохнуть».)
Физкультминутка (движения по тексту).
Топай Мишка.
Хлопай Мишка.
Веселись со мной братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись.
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише….
Деревце всё выше, выше!
Мишутка. Как здорово мы все отдохнули, что я готов ещё выполнить несколько заданий и научится всему, что умеешь ты Шуша. Дети, а вы готовы выполнить задания? ( Дети: «Мы готовы выполнить задания, чтобы научится правильно произносить звук [Ш]».)
Игра «Найди слово». Найди слова, в которых звук [Ш] находится в начале, в середине, в конце (фонематический анализ слов) : карандаш, душ, ромашка, шар, шарф, шапка (контроль после выполнения задания, используя картинки).
Мишутка. Дети, вам понравилось играть в слова? ( Дети: «Нам понравилось играть в слова.)
Мишутка. А в предложения мы поиграем. ( Дети: «Да»).
Шуша. Конечно.
Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Игра «Дополнить предложение, по смыслу».
Шуша. «Послушайте и повторите начало предложения, а в конце дополните его».
Мама сварила манную…. (кашу).
У Наташи яркий, воздушный….(шар).
В углу шуршит маленькая….(мышка).
Шофёр завёл грузовую…. (машину).
Малышу подарили плюшевого…. (мишку).
Игра «Исправь предложение» (используем картинку).
Логопед. Послушайте инструкцию к следующему заданию: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать.
Логопед. Исправим предложения? ( Дети: «Мы исправим предложения и будем говорить их правильно»).
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
III. Заключительная часть.
Логопед. «Шуша, ты знаешь столько интересных игр!
Мишутка. С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем!»
Шуша. «Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, пора домой» – ответила Шуша, напевая звук [Ш].
Игра «Лабиринт».
Мишутка и Шуша попрощались с детьми и пожелали им всего хорошего. А Шуша поползла по дорожке весело напевая «ШШШШШШШШШШШШШШ».
Логопед. Дети, проведём пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (используем картинку).
Логопед. Дети, а вам понравилось играть? ( Дети: «Нам очень понравилось играть».)
Логопед. Какой звук сегодня изучали? ( Дети: «Сегодня на занятии мы изучали звук [Ш].)
Все молодцы! До скорых встреч!