Коковина Наталья Анатольевна
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Автоматизация звука (ль, дифференциация звуков (ль) – (й)».
Цель: закрепить правильное произношение звука (ль) в словах, предложениях, текстах и различать звуки (ль) – (й) в речи.
Задачи:
1) закрепить умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;
2) развивать фонематический слух: упражнять в определении места звука в слове;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
3) автоматизировать звук (ль) в словах, чистоговорках, предложениях, текстах;
4) упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных; согласовании прилагательных и существительных в роде и числе;
5) учить составлять предложения по сюжетным картинкам; пересказывать небольшой рассказ с опорой на сюжетную картинку (рассказ «Алена и Поля» Н. В. Нищева «Будем говорить правильно»);
6) учить дифференцировать звуки (ль) – (й) в словах;
7) упражнять в образовании множественного числа имен существительных в именительном и родительном падежах;
8) учить ориентировке в пространстве, отрабатывать предлоги «над, под, между»;
9) развивать зрительную память: учить запоминать 9 картинок;
Ход занятия.
I. Повторение артикуляции звука (ль) : губы в улыбке, язычок наверху за зубками, кончик языка смыкается с деснами, передняя часть спинки языка упирается в верхние бугорки (альвеолы, горлышко вибрирует.
II. Автоматизация поставленного звука изолированно в игре «Лена учится петь» - «ль-ль-ль» (можно то громче, то тише); в слогах: игра «Лена научилась петь» - «ля-ля-ля, ли-ли-ли, ле-ле-ле, лю-лю-лю. Можно предложить ребенку запомнить звуковой ряд и повторить, например, «ля-лю-ли-ле» (слоги можно менять местами).
III. Автоматизация звука (ль) в словах, предложениях, текстах.
1. Игра «Цветы».
Перед ребенком на столе разложены картинки с изображением цветов. Дети называют цветы: лилия, колокольчик, лютик, тюльпан, василек. Логопед просит определить место звука в словах «лютик, тюльпан, василек» (В слове «лютик» звук (ль) стоит в начале слова, в слове «тюльпан, василек» в середине). Логопед просит назвать садовые и полевые цветы. ( Садовые: лилия, тюльпан; полевые: колокольчик, лютик, василек).
2. Игра «Один – много».
Логопед предлагает поиграть : «Я назову один цветок, а ты много».
Л. - В саду один тюльпан.
Р. - В саду много тюльпанов.
Л. - В поле один колокольчик.
Р. – В поле много колокольчиков.
Л. – В саду одна лилия.
Р. – В саду много лилий.
Л. – В поле один лютик.
Р. – В поле много лютиков.
Л. – В поле один василек.
Р. – В поле много васильков.
3. Игра «Чья ветка, чей лист, чье полено?».
Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением деревьев (клен, тополь, липа, ель) и предлагает представить прогулку по парку. Ребенок рассматривает дерево и говорит:
«У тополя – тополиная ветка, тополиный лист, тополиное полено;
У клена – кленовая ветка, кленовый лист, кленовое полено;
У липы – липовый лист, липовая ветка, липовое полено».
Игра «Посадим аллеи и назовем их».
Аллея из тополей – тополиная аллея. Аллея из кленов – кленовая аллея.
Аллея из лип – липовая аллея.
Аллея из пальм – пальмовая аллея.
4. Спряжение в настоящем времени: «Гулять с бульдогом в кленовой аллее».
(Я гуляю, ты гуляешь, он (она, мы, вы, они).
5. Заучивание чистоговорки:
«Ехали мы, ехали,
До ели доехали,
Ель мы объехали
И домой поехали».
Можно варьировать: «до тополя доехали, до клена, до липы… и т. д.
6. Игра «Какой предмет?».
Туфли для балета – балетные туфли; платье для бала – бальное платье; избушка изо льда – ледяная избушка; клюв лебедя – лебединый клюв; ветка с колючками – колючая ветка; компот из малины – малиновый компот; поляна в лесу – лесная поляна; чашка из глины – глиняная чашка; сок из сливы – сливовый сок; юбка в клетку – клетчатая юбка; ткань из льна – льняная ткань и т. д.
7. Составление предложений по сюжетным картинкам.
Например: «Коля наливает в лейку воду. Лиля и Павлик гуляют по аллее. Валя и Толя покупают лимоны. Олени гуляют на лесной поляне. Павлик лепит танк, а Юля лепит утку».
8. Пересказ рассказа «Алена и Поля».
Алена и Поля ходили в поликлинику к окулисту. Потом они гуляли у поликлиники на поляне и плели венки из лютиков. После они зашли в магазин и купили хлеб, вафли, сливки и лимоны. (Н. В. Нищева. «Будем говорить правильно».)
IV. Дифференциация звуков (ль) – (й) в речи.
1. Игра «Что подарим Лене, а что Яне?».
Например: Лене – лев, малина, лимон, телефон, улитка, а Яне – юбка, ежик, йогурт, йод, ящерица.
2. Игра «Что где лежит?»
Логопед раскладывает 9 картинок (лев, улитка, лимон, ежик, юбка, малина, телефон, йогурт, ящерица) в три ряда. Просит ребенка посмотреть на картинки и сказать, что находится в левом верхнем углу, в правом нижнем, в левом нижнем, в правом верхнем и в центре.
Затем можно попросить ребенка назвать картинки в первом, во втором и в третьем ряду. Затем отрабатываются предлоги «под, над, между».
Например: «Какая картинка находится над лимоном, а какая под ним. Что находится между малиной и львом?» и т. д.
Затем предлагает запомнить картинки, закрыть глаза и после того, как логопед перевернет их изображением вниз, открыть глаза и вспомнить все картинки.
3. Игра «Чей предмет?».
Копыта оленя – оленьи копыта; мех лисы – лисий мех; дупло белки – беличье дупло; улей пчел – пчелиный улей; хвост акулы – акулий хвост; хвост павлина – павлиний хвост; ласты тюленя – тюленьи ласты;
4. Игра «Один – много».
Кол – колья – много кольев; стул – стулья – много стульев; лист – листья – много листьев; улей – ульи – много ульев; крыло – крылья – много крыльев и т. д.
5. Игра «Вставь нужное словечко».
Лед – йод.
В аптеке продают …йод.
Зимой на реке…лед.
Ямка – лямка.
В земле маленькая…ямка.
У юбки оторвалась…лямка.
Любочка – юбочка.
Девочку зовут …Любочка.
У нее новая…юбочка.
Люк – юг.
Там, где всегда тепло – это…юг.
В земле есть глубокий…люк.
Моль – мой.
Маленькая бабочка – это… моль.
Этот мячик…мой.
Список используемой литературы при составлении занятия :
1. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2002 г.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей. Изд. -во ГНОМ. 2006 г.
3. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Изд. -во «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2010 г.
4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков : речевые игры на автоматизацию звуков. Москва. ТЦ Сфера. 2016 г.