Людмила Секач
Конспект КРО «Дифференциация звуков [З]-[Ж]» для детей подготовительной логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия КРО учителя-логопеда Секач Л. А.
Конспект КРО учителя-логопеда для детей подготовительной группы в соответствии с ФГОС ДО.
Тема: Дифференциация согласных [Ж] – [З].
Цель: формирование фонематического слуха, закрепление навыков чёткого произношения этих звуков в речи детей подготовительной к школе группе с нарушениями речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- упражнять детей в дифференциации согласных [Ж] – [З] в словах, продолжать учить определять наличие и находить место звука в слове, определять количество слогов;
- формировать навыки звуко-слогового и звуко - буквенного анализа и синтеза;
- формировать навыки преобразования слов путем замены согласного.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
-упражнять в согласовании существительных с прилагательными и числительными;
- активизировать у детей словарь прилагательных;
-развивать у детей умение грамматически правильно строить своё высказывание;
- развивать у детей умение ориентироваться в пространстве (до- между-за);
- развивать внимание и мышление, мелкую моторику рук.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у каждого ребёнка умение слушать ответы других детей;
- воспитывать у детей навык самоконтроля за чёткостью речи.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Форма работы: фронтальная.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, речевая, двигательная.
Оборудование: предметные картинки со звуками [Ж] – [З] в начале и середине слова; схемы слов - место звука в слове; ребусы; буквы; простой карандаш; раздаточные листы с картинками; мячик.
Ход коррекционно - развивающего обучения:
1. Организационный момент – дети входят в кабинет, здороваются (создание мотивационного компонента).
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, они хотят посмотреть, что мы умеем, чему научились. Нам предстоит выполнить много интересных заданий.
-На ладошку нажимаю,
И внимание собираю.
2. Основная часть.
- Сяду прямо, не согнусь.
За работу я примусь.
- Развитие артикуляционной моторики и речевого выдоха.
Выполнение артикуляционных упражнений ("Забор", "Почистим нижние зубки", "Кошечка сердится", "Погладим кошечку", "Подуем на кончик языка", "Окошечко", "Чашечка", "Вкусное варенье", "Подуем на челку").
- Отгадайте загадку:
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький. (комар).
Послушайте звук - з - з - з и скажите, кто его издает?
-Какую песенку поет комар? (з-з-з.)
- Скажите, какой это звук?
Повтори, не ошибись: за-зо-зу-зы, зы-зу-зо-за, аза-азо-азу-азы, азы-азу-азо-аза (соединяя указательный и средний, безымянный и последний пальчик).
- Следующая загадка:
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый. (жук).
Послушайте звук - ж-ж-ж и скажите, кто его издает?
- А какую песенку поёт жук? (ж-ж-ж.)
-Какой это звук?
Повтори, не ошибись: жа-жо-жу-жи, жи-жу-жо-жа, ажа-ажо-ажу-ажи, ажи-ажу-ажо-ажа (соединяя указательный и средний, безымянный и последний пальчик).
- Итак, эти звуки оба согласные, твердые, звонкие. "Горлышко" будет звенеть.
Наше горлышко звенит,
Звонкий звук говорит (тактильно-вибрационный контроль - "рука на горле").
- Звуки мы слышим,
А буквы видим, читаем, пишем.
- Сравнение звуков [з] - [ж].
Мы со звуком З играем.
Слово к слову подбираем:
ЗАЛ, ЗАБОР, ЗАМОК, ЖЕТОН.
- Выходи из круга вон!
Мы со звуком Ж играем,
Слово к слову подбираем:
ЖАБА, ЖУК, ЖИРАФ, БИЗОН.
- Выходи из круга вон!
Игра "4 лишний" :
- зайка, замок, жаба, зубы (жаба,
- жук, ёжик, одежда, фазан (фазан,
- зонт, пижама, гвоздика, незабудка (пижама)
- ваза, ежевика, ужин, ножи (ваза).
-Назови первый звук в слове зонт. (з)
-Назови первый звук в слове жаба. (ж)
-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются (акустико-артикуляционный образ звуков)
-Будем учиться отличать песенку комара: з-з-з. от песенки жука: ж-ж-ж.
3. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах и предложениях.
- Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают на положение языка.
- Игра "Эхо" в слогах (запомни и повтори) :
за-жа-за - вот идет коза, жа-за-жа - есть иголки у ежа,
зы-жи-зы - есть козлята у козы, жу-зу-жу - молока дадим ежу,
-Игра "Наоборот" :
за., зу., . ; жа. жо., . ; ажа -. , ажо -. , ажу -. , ажи -.
жал. (зал)
ужи -. (узы)
кожа -. (коза)
рожок -. (разок)
- Игра «Жук и комары» - дифференциация [Ж] – [З].
Собрались комар и жук в путешествие. Помогите собрать им вещи. в дорогу. Помните: комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з], а жуку - вещи, в названии которых есть звук [ж] (жасмин, замОк, береза, крыжовник, зонт, жираф, коза, журавль, заяц, баклажан, жеребенок, ежевика, зАмок).
Игра на внимание.
Скажу подснежник (роза) - надо хлопать.
Мимоза - молчать.
А жасмин - браво кричать.
Дидактическая игра "ДО-МЕЖДУ-ЗА"
Игра "Паровозик". Встречу слово на дороге, разобью его на слоги.
(деление по слогам)
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Динамическая пауза "Комарики".
Вот комарики сидят,
В разные стороны глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели.
По комариному запели: "з-з-з".
Подберите к схемам слова со звуками [з], [ж].
Динамическая пауза "Наш жучок ползет по ветке".
Наш жучок ползет по ветке,
А за ним ползут все детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Всех жучков на землю смыл.
Солнце стало припекать
Наш жучок ползет опять.
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке : "ж-ж-ж".
Дидактическая игра "Мой, моя, моё, мои".
"Назови ласково".
"1-2-5".
"Один - много".
"Кого (чего) не стало?"
4. Буквы З, Ж. Чтение слогов, слов.
На письме эти звуки обозначаются буквами.
Ты на эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три. З
А эта буква широка и похожа на жука. Ж
Чтение слогов с буквами.
Зарядка для глаз "ЛЕНИВАЯ ВОСЬМЕРКА"
- Придумайте слова на слог ЗА. ЖА.
По первым звукам прочитайте слово (ромашка, облако, желтый, ананас) - рОжа.
Отгадайте ребус (козА - рОза).
5. Составление слогов, слов с буквами з, ж.
6. Скороговорки повторите,
На звук [з], [ж] сильней нажмите.
Произнесите скороговорки сначала с грустью, потом с радостью.
- Лезу, лезу по железу, не залезу - съеду вниз.
- Зебры с желтыми зубами, зелень желтую жевали.
7. Самостоятельная работа "Где живет буква?"(работа на листиках - определить в каких словах буква з, в каких - ж).
8. Итог занятия.
Какие звуки и буквы учились отличать?
Чем они похожи? Чем отличаются?
9. Рефлексия.
-Что больше всего вам понравилось?