Приложение МААМ

Открытое занятие «Семейные традиции в старину» (5 фото)

Маргарита Данилова
Открытое занятие «Семейные традиции в старину»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с понятием «семейные традиции».

Задачи:

1. Рассказать о традициях семейной жизни в старину.

3. Развивать интерес к истории своей семьи и культуры.

4. Воспитывать уважение к традициям и семейным ценностям.

Оборудование и материалы:

- Иллюстрации или фотографии старинных семейных традиций (например, семейные обеды, рукоделие, ложкарное дело).

- Предметы старины (прялка, деревянная посуда, рушник, кукла-оберег и т. д.).

- Макеты: четыре избы, сундук, самовар, элементы быта.

- Баранки, сушки.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Слава нашей стороне! Слава русской старине!

И про эту старину, я рассказывать начну,

Чтобы все вы знать могли о делах родной земли.

Воспитатель: Дети! Исторически сложилась и передаётся из поколения в поколение традиция приветствовать друг друга. Произнося слово «здравствуй», люди на Руси желали всем здоровья.

- Русь, Россия, Отечество…. Ребята, а кто скажет, почему нашу Россию мы зовем Отечеством (правильно потому, что в ней жили и живут испокон веков наши отцы, деды и прадеды.

Открытое занятие «Семейные традиции в старину»
Фото «Семейные традиции в старину»

- А почему зовём Родиной? (правильно потому, что мы в ней родились, и всё здесь родное: и язык наш, и березка белая, и реченька быстрая, и травушка шелковая.

- Ребята, а вы знаете, что в каждой стране, у каждого народа и в каждой семье есть свои традиции. Кто скажет, что же такое традиции? (ответы детей)

Да, традиции – это то, что передаётся из поколения в поколение. Хотите узнать какие традиции были у наших прабабушек и прадедушек?

2. Основная часть.

- Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в историческое путешествие и познакомиться со старинными традициями, которые были у наших прабабушек и прадедушек.

А поможет нам в этом сказочный клубочек, мы скажем ему вместе волшебные слова (берет расписной поднос, катает по нему клубочек):

Ты катись, катись клубочек, через время нас веди,

Только сильно не спеши, путь-дорожку укажи!

Первая станция «Русская изба»

- Давным-давно люди строили себе жилища из брёвен, такие дома называли избами.

- Ребята, а как вы думаете, что же главное было в русской избе?

Нам поможет загадка:

«Летом спит, зимой горит. Рот открывает, что дают – глотает» (ответ детей - печь)

Да, ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло, у печки всегда светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.

Ребята, а еще, для чего нужна была печка? (ответы детей, правильно чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома). В печи готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).

Загадки

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Он как круглая кастрюля, он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк, кашу сварит (чугунок)

Воспитатель: Правильно, ребята! По весу чугунок тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В нем варили суп, кашу. Традиция готовить в чугунной посуде сохранилась и сейчас.

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт, а сам в угол идёт… (ухват).

Возле русской печи всегда стоял ухват (показ ухвата) которым хозяйка доставала горячие горшки с едой.

Из мебели в избе были стол да лавки, а место напротив дверей называли «Красный (красивый) угол». Такая была традиция.

Деревянная подружка,без неё мы – как без рук.

На досуге – веселушка и накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот и обжечься не дает. (Деревянная ложка) (показ ложки)

В крестьянской семье у всех была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

(Воспитатель берет расписной поднос, катает по нему клубочек):

Ты катись, катись клубочек, через время нас веди,

Только сильно не спеши, путь-дорожку укажи!

Вторая станция «Семейная»

Говорят, что в старину так оно и было.

Много братьев и сестер весело дружило.

Вместе пили молоко, вместе ели сушки.

Настоящий детский сад в каждой был избушке.

Воспитатель: Да, ребята. В далекие времена семьи были большие. Посмотрите внимательно, постарайтесь найти самых старших членов этой семьи. Кто старше всех в этой семье?

Воспитатель: Во главе стола сидит дед. Как вы думаете, кем он приходится этому мужчине и мальчикам?

Дети: Он его отец, а мальчики его внуки.

Воспитатель. Кто стоит возле отца?

Дети: Его сыновья, внуки бабушки и дедушки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему молодые люди стоят?

Дети: Они выражают свое уважение к старшим членам семьи.

Воспитатель: В старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всём слушались их, не смели им перечить, не перебивали и не капризничали. Кто считался главой семьи? Дети: Дед, отец.

Воспитатель: Правильно, ребята, главой семьи считался родоначальник (дед, отец). Все члены семьи подчинялись ему беспрекословно. Он принимал решения, брал на себя ответственность за мир, покой, обеспечение семьи. Во время застолья он сидел во главе. Начинали есть все члены семьи только после того, как он зачерпывал первую ложку. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Семьи в старину были дружными.

Открытое занятие - фото
Фото №1 Цель познакомить детей с понятием семейные традиции

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете слова «счастливая семья»? В чем счастье?

Дети: Когда все заботятся друг о друге, живут дружно, радуются при встрече, грустят при расставании. Воспитатель: Да, счастливая семья - это семья, где живут в согласии, каждый и старый, и малый ощущает поддержку всех остальных членов семьи, радость от общения друг с другом. (Воспитатель берет расписной поднос, катает по нему клубочек):

Ты катись, катись клубочек, через время нас веди,

Только сильно не спеши, путь-дорожку укажи!

Третья станция «Рукодельная»

Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой, деткам пряжу отдает? (прялка)

Воспитатель: Вечерами хозяйка на прялке пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

- Дети, что это? (сундук). Для чего нужен сундук? (в него складывали одежду).

Воспитатель: А, давайте посмотрим, что в нём?

Дети открывают сундук и называют вещи, которые достают из сундука.

(Воспитатель берет расписной поднос, катает по нему клубочек):

Ты катись, катись клубочек, через время нас веди,

Только сильно не спеши, путь-дорожку укажи!

Четвертая станция «Гостеприимная»

Воспитатель: Русский народ славится дружбой, говорят, что он радушный и гостеприимный. Гостеприимство - это одна из традиций русского народа, которая бережно хранится и в наши времена.

- А знаете, как называлась самая лучшая комната в избе? (Правильно, горница). В горнице принимали гостей. В горнице собиралась вся большая семья и на стол ставили, а что? Отгадайте загадку…

Выпускает жаркий пар, древний чайник… (самовар)

Правильно. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя, сидя за столом пили чай с мёдом, с пирогами и блинами. Эти семейные традиции - собираться за чаем с семьей и друзьями сохранились и в наши времена. Самовар берегли и передавали по наследству.

После чаепития по традиции наши бабушки и дедушки любили надевать свои наряды и отдыхать. Как они отдыхали: водили хороводы, играли в разные игры, играли на инструментах (балалайка, гармонь, пели песни, плясали, играли в разные игры.

Предлагаю поиграть. Игра «Ручеек».

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, хочется, чтобы в памяти сохранили много хорошего, доброго. Вспомните и назовите традиции русского народа. (Дети называют русские традиции)

Умный, сильный наш народ далеко глядит вперёд,

Но преданья старины забывать мы не должны!

Фото №2 Рассказать о традициях семейной жизни в старину
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Семейные новогодние традиции» «Конспект консультации для родителей на тему: «Семейные новогодние традиции»» Новый год любимый праздник не только у детей,но и у взрослых.

Фотоотчет «Семья и семейные традиции»Фотоотчет «Семья и семейные традиции» Цель: Формировать у детей понятие «Семья», показать её ценность для каждого человека, воспитывая любовь к своим близким родственникам и.

Фотоотчет «Семейные традиции на Рождество»Фотоотчет «Семейные традиции на Рождество» В нашей семье очень любят этот чудесный праздник - День рождения Иисуса Христа! и мы все всегда с трепетом и радостью ждем эти замечательные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Открытое занятие «Семейные традиции в старину»
Опубликовано: 24 февраля 2025 в 16:02
+224Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие «Семейные традиции в старину»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Данилова (УИ 2686632) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД