марина кузнецова
Консультация для воспитателей «Вовлечение детей и их родителей в экологическую культуру окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Вовлечение детей и их родителей в экологическую культуру окружающего мира»
Воспитатель
Кузнецова Марина Олеговна
Майкоп, 2020
Экологическое образование детей дошкольного возраста направлено на развитие понимания о фауне и флоре, естественных процессах, а также на воспитание бережного отношения к неповторимой окружающей среде во всех ее формах. Задача состоит в том, чтобы привить установку на охрану ресурсов природы.
Задачи:
Заложение фундамента всесторонней экологической осведомленности у детей.
Формирование начальных представлений о природе, которые будут углубляться в начальной школе. Экологическое образование детей дошкольного возраста – это систематический процесс обучения, воспитания и личностного развития, ориентированный на формирование экологической культуры. Она выражается в позитивном отношении к природе и окружающему миру, ответственном отношении к здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении нравственных принципов и системе ценностей. Достижение этой цели требует совместной работы с семьей, а не только усилий детского сада. Сотрудничество с родителями в экологическом воспитании дошкольников – важная часть работы детского сада. Последовательная работа с родителями, единство педагогического воздействия детского сада и семьи, способствуют улучшению результатов экологического воспитания. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически образованного человека.
В настоящее время проблемы экологического воспитания приобретают первостепенное значение. Это вызвано зачастую некомпетентным и расточительным отношением человека к природе, приводящим к экологическим дисбалансам. Часто воспитатели сталкиваются с недостаточным вниманием родителей к экологическим требованиям, предъявляемым детям в детском саду. Экологические проекты являются одной из самых перспективных форм взаимодействия педагогов с детьми и их родителями.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В переводе с греческого проект - это путь исследования. Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Экологический проект обязательно предполагает проведение исследования, в которое вовлекаются все.
По продолжительности экологические проекты разделяются на:
• Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
• Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
• Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.
С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели). Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.
Основные методы реализации экологического проекта в детском саду -это наблюдение и эксперимент.
Выделяют три этапа реализации экологического проекта:
1 этап - Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с родителями и детьми.
2 этап - Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.
3 этап - Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц, День Земли.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагог- семья:
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно- информационные.
К коллективным формам можно отнести :
-Родительские собрания: «Войди в природу другом», «Экологическое воспитание в семье и детском саду»
-Участие в тематических педсоветах: «Эколого – нравственное воспитание дошкольников», «Экология и дети», «Формы взаимодействия с семьёй по экологическому воспитанию детей»
- Конференции: «Экологическое воспитание средствами живой природы», «Будем добры!»,
-Семинары, семинары – практикумы: «Экологический мост», «Использование моделирования при ознакомлении с природой».
К индивидуальной форме относятся :
Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей на темы: «Детское экспериментирование в экологическом воспитании», «Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений и животных», «Экологические экскурсии, прогулки. Организация и проведение в семье» и т. д.
Следующая индивидуальная форма работы с родителями –
Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступный и распространенный приём установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа используется в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании и т. д.
Посещение на дому – давно забытая форма работы, а как она сближает воспитателя с семьёй! Такое посещение помогает нам спланировать и провести беседы, консультации для родителей, наладить контакт и дружеские отношения.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
К ним относятся: -фотографии: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т. д. -выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами» (тестопластика, «Берегите птиц» (нетрадиционное рисование» «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири» (способ смятия бумаги, стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.
Еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Так же можно провести акцию «Трудно птицам зимовать, надо птахам помогать!» папам будет предложено смастерить и оформить кормушки, мамы с детьми соберут корм для птиц. В один из дней все соберутся на центральной площадке, вместе повесят кормушки, насыплют корм. Ещё детки могут наблюдать, как родители помогали оснастить уголок природы новыми комнатными растениями, за которыми малышам необходимо ухаживать - ведь это мама принесла и велела поливать цветок. Дети в курсе, как поступают папы и мамы, и большинство будет им подражать.
Второе направление- использование нетрадиционных форм взаимодействия с семьей в экологическом образовании детей, так же заинтересует родителей. Игры типа КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т. д. направлены на установление неформальных контактов с родителями и привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сблизятся с педагогами. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Заседания могут проходить под такими названиями «Будем природу любить и беречь», «Познавательные игры для ознакомления с окружающим миром»
Положительной стороной нетрадиционных форм работы с родителями является то, что родители сами ищут выход из сложившейся ситуации, и решают проблемы. Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о ней.
Одна из форм выезды на природу с родителями. В лесу и в поле можно рассказать малышам о животных, птицах, насекомых и их домах. Воспитателям акцентировать внимание на красоте деревьев, чистоте воздуха, тишине, пении птиц, легком дуновении ветра. Во время единения с природой у ребенка развивается любознательность, забота об окружающем мире, интерес к животным и растительным объектам. Во время таких прогулок зарождается любовь к природе, приходит понимание ее ценности — что составляет сущность экологического воспитания детей.
Информативны и значимы и для взрослых и для детей фотовыставки природоохранного характера, организуемые в группе: «Разноцветные бабочки», «Первоцветы всего света», «Разноцветная осень» и др. Когда объявляешь такую выставку, то зачастую родители откликаются не сразу. Но стоит только принести кому-то одну работу, потом другую и тут же повышается интерес, и работ становится все больше. Будет радовать реакция детей. С какой гордостью они сообщают всем, что этот коллаж они делали вместе с мамой или папой. И совсем не важно, много ли ребёнок принял участие в изготовлении материалов или мало, всё равно это принесло пользу и для ребёнка и для родителей. Фотовыставка выполнит свою задачу - привлечение внимания к проблемам бережного отношения к живым объектам. Создание семейных презентаций «Отдыхаем, не вредя!»; проведение консультации для родителей «Играя, познаем природу», в ходе которой рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр; проведение вместе с родителями мини – акции «Огород на окне». В этой акции родители и дети выбирают семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляют посадку, после чего проводится совместное развлечение с рассказом о пользе витаминов для нашего организма.
Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи поможет ребенку осознать свое место в природе, почувствовать свое единство с ней, важность и необходимость бережного, заботливого отношения ко всем живым организмам и всему природному окружению в целом.
Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического воспитания дошкольников, т. к семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.
В современном мире, столкнувшемся с беспрецедентными экологическими вызовами, воспитание экологической ответственности становится не просто желательным, а критически важным. Беспечное и потребительское отношение к природным ресурсам, проявляющееся в повсеместном загрязнении окружающей среды, истощении природных запасов и разрушении экосистем, ведет к катастрофическим последствиям, угрожающим будущим поколениям. Этот экологический дисбаланс наглядно проявляется в изменении климата, истощении озонового слоя, загрязнении океанов пластиком и утрате биоразнообразия. Именно поэтому экологическое воспитание, начиная с раннего детства, приобретает первостепенное значение. Проблема усугубляется недостаточным участием родителей в этом процессе. Многие родители, сами не обладая достаточными знаниями в области экологии или не уделяя этому должного внимания, не поддерживают экологические инициативы детских садов. Это создает серьезный барьер на пути формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги часто сталкиваются с необходимостью не только обучать детей, но и проводить просветительскую работу среди родителей, показывая им важность воспитания экологической культуры у детей. Экологические проекты, как одна из наиболее эффективных форм работы, позволяют решить эту проблему, вовлекая в процесс как детей, так и их родителей. Успешные проекты должны быть интерактивными, интересными и доступными для понимания детей разного возраста. Они могут включать разнообразные виды деятельности: эксперименты, наблюдения за природой, создание экологических уголков в группе, участие в акциях по уборке территории, посадка деревьев, изготовление поделок из природных материалов, проведение тематических праздников и конкурсов. Важно использовать методы игрового обучения, поощрять творческую активность детей и создавать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. Включение родителей в экологические проекты является ключевым фактором успеха. Это может происходить через совместное участие в мероприятиях, подготовку домашних заданий, создание совместных поделок, обсуждение экологических проблем в семейном кругу. Важно организовывать родительские собрания, мастер-классы и консультации, посвященные экологическому воспитанию. Для более эффективной работы можно использовать современные технологии: создавать группы в социальных сетях, использовать онлайн-платформы для обмена информацией и организации совместной деятельности. Таким образом, только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей можно добиться положительных результатов в экологическом воспитании. Важно понимать, что экологическая культура – это не просто набор знаний, а способ жизни, основанный на уважении к природе и ответственности за ее сохранение. Только формируя у детей эти качества с раннего возраста, мы сможем обеспечить будущее нашей планеты.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия. Работа должна основываться на педагогике сотрудничества.
Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.