Наталия Ракова
«Зимушка-красавица». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимушка- красавица».
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: Обучение детей монологической и диалогической речи, активизировать словарь на тему: «Зима».
Задачи.
1. Образовательная.
- Систематизировать занятия детей о характерных признаках зимы.
- Учить составлять рассказ о зиме, с опорой на алгоритм.
- Обогащение словаря детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова
2. Развивающая.
- Развивать умение понимать смысл, образных выражений
- Развивать способность образовывать существительные с уменьшительными суффиксами.
- Способствовать развитию речевого дыхания, психических процессов: память, внимание, мышление.
3. Воспитательные.
- Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, к временам года- зима.
- Вызвать интерес к пейзажной живописи, к художественному слову.
- Содействовать в воспитании у дошкольников коммуникативных навыков.
Оборудование: Мнемотаблица- признаки зимы, алгоритм- картинка, д/игры по развитию речи; мольберт-панно; видеоматериал на тему «Зима», снежок, снежинки на леске.
Предварительная работа: Чтение рассказов и стихотворений о зиме, рассматривание репродукций картин с зимнем пейзажем, речевые игры, наблюдение на прогулке зимой, беседы и словарная работа по теме «Зима».
Ход НОД.
В. Ребята, к нам на занятие пришла гостья. Что бы узнать кто, отгадайте загадку.
- Наступили холода,
Обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайка белым,
Перестал реветь медведь,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
- Правильно, зимой.
(на экране зимние пейзажи)
Дети рассматривают видео ряд.
Д/игра «Подбери слова».
Снег (что делает) - падает, летает, кружится.
Ветер (что делает) -воет, метет.
Мороз (что делает) - трещит, щиплет, кусает.
Д/игра «Какое, какая, какой»
Зимой:
Дерево какое? (голое, белоснежное, Без листьев, грустное)
Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, холодный, хрустящий, красивый, блестящий)
Ночь какая? (длинная, лунная, морозная)
Ветер какой? (холодный, колючий, ледяной, злой)
Зима какая? (холодная, снежная, вьюжная, морозная)
(Дети садятся на стульчики. На мольберте картинки- алгоритм на тему:«Зима»).
Образец- рассказа воспитателя о временах года- зима по картинкам.
- «Пришла зима. Выпало много снега и он накрыл землю белым покрывалом, Солнце светит, но не греет. Дует холодный ветер, метет метель. Морозы сковали реки и озера льдом. Люди одели теплую одежду: шубы, шапки, варежки. Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках.
Воспитатель предлагает двум детям составить рассказ о зиме используя алгоритм. При затруднении помощь воспитателя.
Физкультминутка «Зима».
Солнце землю греет слабо (Поднимают руки вверх, опускают вниз)
По ночам трескучий мороз (Руки на пояс, поклоны в стороны).
На дворе у снежной бабы (Повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос (Показывают на нос)
В речке стала вдруг вода, неподвижна и тверда (Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится, заметает все кругом (Дети кружатся)
В. Пришло время поиграть в снежки.
Р/игра: «Назови ласково».
Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Передавая снежок, воспитатель называет ласково; ребенок говорит о нем ласково.
Снег-снежок; сосулька-сосулечка; мороз-морозец; метель-метелица; ветер-ветерок; холод-холодок; зима-зимушка; снежинка-снежиночка; снеговик-снеговичок; санки-саночки.
Воспитатель обращает внимание на развивающее панно.
«Однокоренные слова».
Дидактическая/игра «Доскажи словечко»
В. Ребята, посмотрите на это «снежное облачко»; из чего падают снежинки. На облаке слово- снег, я вам буду показывать предложение, а вы должны добавить подходящее слово, связанное со словом «снег», оно «живет» в каждой снежинке.
- С неба все скользят пушинки-серебристые (снежинки).
- На поселок, на лужок тихо падает (снежок).
-Словно в белый пуховик нарядился (снеговик).
- На снегу-то, посмотри, с красной грудкой (снегири).
В. Посмотрите, какие красивые снежинки подарила нам зима, давайте с ними поиграем.
Дыхательное упражнение «Ветерок».
-Теперь мы сильный ветер и надо дуть сильно, порывисто. (дыхание интенсивное)
- Представим, что легкий ветерок и подуем на снежинки медленно, спокойно. (дыхание ровное).
Рефлексия.
В. Ребята, вы все сегодня были большие молодцы, эти снежинки вы можете оставить себе на память о Зимушке-зиме.
- Ребята, любите вы зиму?
-Чем вам нравится зима?
-Что вы любите делать зимой?
-Какое настроение у вас зимой?