Светлана Минина
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Прогулка в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
для детей старшей группы по теме :
«Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Прогулка в лес».
Составила: учитель - логопед Минина С. В.
Цель: различение звуков С-Ш на слух и в произношении.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- упражнять в правильном произношении и различении звуков С-Ш;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы „Дифференциация звуков [С]-[Ш], Прогулка в лес“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- дифференцировать С-Ш в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику посредством гимнастики, мелкую моторику посредством работы с прищепками.
- развивать фонематическое восприятие посредством упражнения на различение звуков С - Ш «Лучики для солнышка и снежинки».
- развивать связную речь, общие речевые навыки.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе.
Материалы и оборудование: плакат правила поведения в природе, изображение деревьев, водоёма, солнца, снежинки, картинки: кость, колесо, насос, мешок, игрушка, бумажка; диктофон, прищепки, игрушки: лиса, мышка,заяц.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Ходьба с шариком и выполнение просьб логопеда : шарик на голову, за голову, в правую руку вверх, в левую руку вниз.
-Куда можно также весело шагать? (в лес)
Давайте совершим сегодня прогулку в лес и во время прогулки будем стараться произносить звуки [с] и [ш] не смешивая их, но прежде попьём чаю …
2. Артикуляционная гимнастика.
Чай пьё м из чашечки вот такой:
«Чашечка» с положением руки в форме чашечки
Чай пьём с вареньем
«Вкусное варенье»
После еды мы обязательно чистим зубы
«Чистим нижние зубы»
«Качели» с движением руки
3. Дыхательная гимнастика
Поздороваемся с лесом необычным способом
Дуть через трубочку в перчатку, которая надувается и превращается в объёмную ладонь. Помахать получившейся ладошкой приветствие.
Как вы думаете, существуют ли правила поведения в лесу или можно вести себя как угодно. Давайте их повторим (плакат)
Не шуми в лесу
Не загрязняй природу, забирай мусор с собой
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и лягушек
Не разоряй муравейники
Не ломай ветки деревьев и кустарников
Не разводи костры под деревьями
Не разоряй гнёзда птиц
Не уноси домой детёнышей других животных
4. Уточнение артикуляции звуков С, Ш
Вспомните, как мы надуваем шарик «Насос»
- Губы в улыбке, зубы заборчиком, язык упирается в нижние зубы, холодная воздушная струя посередине языка на кончик (показываем руками) с-с-с
А как он сдувается?
- Губы окошком, язычок чашечкой за верхними зубами (показываем руками) ш-ш-ш.
5. Слуховая дифференциация С,Ш в словах
«Лучики для солнышка и снежинки»
Нам сегодня светит вот такое солнце (показ, а иногда падает снежок (показ снежинки). Чего не хватает у этих предметов? (лучиков). Давайте прикрепим лучики, если вы услышите в слове звук ш (тёплая воздушная струя, то прикрепите жёлтую прищепку к солнышку, если звук с (холодная воздушная струя, то синюю к снежинке.
Слова: сосулька, шишки, маска, ножки, уксус, порошок, крошки, лиса, шёпот, простор, красота, вышина
6. Работа на уровне слога
Упражнение «Мостик»
Впереди ручеёк и довольно широкий, придётся построить мостик (выкладываем стрелочки, произнося соответствующие слоги, если стрелочка вниз с, если вверх ш) са-ша, со-шо, су-шу, сы – ши
7. Работа на уровне слова
Упражнение «Очистка водоёма»
Наш ручеёк впадает в небольшое озеро. Как много различных предметов лежит в водоёме, когда мы их выловим они полежат на солнце и будут высушенными, давайте собирать и называть предметы со словом: высушенный
Слова: кость, колесо, насос, мешок, игрушка, бумажка Образец: кость – высушенная кость, и т. д.
-Ребята можно ли так загрязнять водоёмы?
Для жизни человека вода имеет очень большое значение. Вода даёт нам жизнь.
Как мы с вами можем беречь воду?
8. Работа на уровне предложения
Игра «Эхо»
В лесу можно услышать эхо.
Повтори чистоговорку и послушай на диктофоне как проговорил, если произнёс и не ошибся, то выиграл.
Ша-са-ша – мы шагаем не спеша
Са – ша – са – голубые небеса
Су – шу – су – бегает лиса в лесу
Шу – су – шу – сумку я с собой ношу
На природе можно поиграть в мяч, что мы сейчас и сделаем.
-Добавь слово в рифму и проговори рифмовку.
Проговариваю начало рифмовки, кидаю мяч ребёнку он, поймав мяч, добавляет слово и проговаривает рифмовку полностью.
Насмешил нас петушок, сочинил смешной … (стишок)
Саша с Машей сутки, вспоминали … (шутки)
Спит на окошке пушистая … (кошка)
Зашумели на опушке совы, сойки и (кукушки)
Работа на уровне связной речи
Пересказ рассказа по опорным картинкам
С нами по лесу гуляют Саша и Маша. Узнайте, зачем они пришли в лес.
Послушайте рассказ (рассказ логопеда c выставлением картинок на панно).
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Под сосной много шишек. Дети собрали шишки и поспешили домой.
Ответы детей на вопросы по тексту и пересказ текста.
Ну и нам пора возвращаться.
Итог занятия
Где мы побывали на нашем занятии? Что мы там делали? Какие звуки учились не смешивать в произношении?