Надежда Стовба
НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков [Л] — [Л’]» в подготовительной группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема «Дифференциация звуков Л-Ль»
Цели:
1. Закрепить характеристику звуков «Л», «Ль». Воспитывать стремление владеть правильным звукопроизношением.
2. Развивать фонематический слух на материале слогов, слов.
3. Дифференцировать звуки с помощью Кругов Эйлера.
Публикация «НОД по обучению грамоте „Дифференциация звуков [Л] — [Л’]“ в подготовительной группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
4. Развитие связной речи: рассказ – сопоставление «Звуки Л-Ль»
5. Совершенствовать слоговой анализ слов.
6. Развитие графо-моторных навыков на материале печатания слогов.
Оборудование: игрушки Ёжик, Лисёнок, Мудрая Сова; символы звуков – Гномики; письмо Лисёнка; предметные картинки в названии которых присутствуют звуки «Л»-«Ль»; колокольчик; мячик; тетради, в которых нарисованы Круги Эйлера; индивидуальные пеналы с набором карандашей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ребенок овладевает правильным звукопроизношением звуков «Л», «Ль»; дифференцирует на слух звуки «Л» - «Ль» из ряда слогов, слов; анализирует звуки.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: групповая
ФОРМА РАБОТЫ: образовательная деятельность.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: характеристика звуков «Л», «Ль», подбор слов со звуками «Л», «Ль», знакомство с буквой Л, определение места звуков «Л», «Ль» в словах.
МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (введение в образовательную деятельность):
Давайте поздороваемся:
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг –
Получился ровный круг.
В гости к детям пришли, как всегда, игрушки: Ёжик, Лисёнок, Мудрая Сова.
Ребята, вы помните, в пятницу у мамы Лисёнка был День рождения и мы подсказали ему, что можно подарить его маме?
Лисёнок, ещё хотел написать ей поздравления, но его мама ни чего не поняла. Лисёнок очень расстроился. Что же делать? (научить Лисёнка писать). С чего начнём?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап):
1. Характеристика звуков «Л», «Ль».
Давайте расскажем лисёнку, как мы знакомимся с звуками.
К каким звукам мы ходили в гости на прошлой неделе? («Л», «Ль». Лисёнок забыл, на какой «улице» они живут и почему?
2. Дифференциация звуков «Л» - «Ль» на материале слогов.
Лисёнок, а ты умеешь петь песенки? Давайте проверим. Повтори, пожалуйста: ла-ля-ля (Лисёнок ошибается: лы-ла-ла).
Давай, Лисёнок, мы тебя научим.
Давайте покажем, как мы это умеем делать. Что нам для этого надо? (колокольчик, мячик, быть внимательными, «помогать колокольчику»: если всё правильно – колокольчик молчит, если ошиблись – колокольчик звенит).
Упражнение «Запомни – повтори слоговую дорожку»
Ла-ла-ля
Ля-ля-ла
Лё-ло-лё и т. д.
Дети поочерёдно повторяют слоговую дорожку и передают мяч.
Остальные дети внимательно слушают друг друга и подтверждают правильность или ошибочность кивком головы – «помогают колокольчику».
3. Дифференциация звуков «Л» - «Ль» на материале слов.
Игра «Магазин». Дети отбирают поочерёдно «подарки» для звуков «Л», «Ль».
Мудрая Сова попросила лисёнка и Ёжика выбрать «подарки» для звуков «Л» и «Ль». Как сделать так, чтобы они не поссорились? (Лисёнок выберет «подарки» для звука «Ль», а Мудрая Сова – для звука «Л»)
4. Деление слов на слоги.
Игра «Выбери лучший подарок»: Лисёнок хочет выбрать для звука «Ль» лучшие подарки – с 2-мя слогами.
Ёжик для звука «Л» - с 3-мя слогами.
Поможем им?
5. Физминутка - лого ритмическое упражнение (по лексической теме «Морские животные»)
Смотрите, река у меня на окне:
Там синие рыбы плывут в глубине,
Там красные рыбы, раскинув хвосты,
Мохнатой травы раздвигают кусты
И смотрят, как словно по нитке
Ползут по травинке улитки.
Шажок за шажком, продвигаясь вперёд,
Но речка моя никуда не течёт.
Она бы плескалась, она бы текла.
Но держат её берега из стекла.
6. Дифференциация звуков «Л»-«Ль» в изолированном виде. Упражнение «Круги Эйлера»
Придумывание начала рассказа: Однажды … (весенним, апрельским, ясным, тёплым) утром встретились (где) ….звуки «Л» и «Ль». Из-за чего они поссорились? ….
Чем они отличаются? (твёрдостью и мягкостью).
Работа в тетрадях - зарисовка отличий и сходства звуков «Л»-«Ль»
Игра «Скажи наоборот»:
Ла – ля
Аль- ал
Лук – люк и т. д.
Надоело звука ссориться…
Как их будем мирить? Чем они похожи? (согласные, звонкие, воздух встречает преграду - язычок упирается в верхние зубы, соноры).
7. Печатание слоговых дорожек под диктовку. Упражнение «Запомни – напиши»
Как вы думаете, Лисёнок теперь сможет написать слоговую дорожку?
Давайте его научим:
Ла-ля-ла лу-лю-лю и т. д.
8. Итог:
Как вы думаете, Лисёнку легко было выполнять все наши задания? Что для него было сложным, как вы думаете?
Что было легко? Научился он печатать слоговые дорожки? Сможет он теперь написать маме открытку?
А слова мы научим его писать?