Немцева Анна Николаевна
«Блокадная ласточка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Блокадная ласточка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Цель: обогащение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать знакомить детей с историей своей Родины;
• закрепить знания детей о Великой Отечественной войне;
• познакомить детей со страшными днями пережитыми детьми в годы войны;
• познакомить детей с понятием «блокада»;
• расширять знания детей о жизни жителей Ленинграда во время блокады;
• закреплять умение отвечать полным предложением;
• учить составлять красивую композицию.
Развивающие:
• развивать способность сопереживать, сочувствовать;
• развивать образные представления;
• развивать коммуникативные навыки;
• развивать словарный запас детей;
• развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• формировать любовь к своей стране;
• воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к старшему поколению;
• воспитывать навыки коллективной работы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки «Великая Отечественная война», картинки «Блокадный Ленинград», тонированный лист бумаги формата А2.
Раздаточный материал: ножницы, клеенка, клей, трафарет, цветная бумага.
Содержание организованной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение. Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете? (Тепло).
Воспитатель: Это тепло ваших добрых сердец. Давайте передадим тепло друг другу. (Дети берут друг друга за руки).
Воспитатель: Только такие добрые и ласковые ребята могут жить в нашей стране. А теперь закройте глаза, мы послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Это – мирная тишина. А сейчас откройте глаза. Воспитатель включает аудиозапись «Звуки военных действий».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за звуки? (Ответы детей)
Воспитатель: Слышны ли звуки выстрелов, рева танка в мирное время? (Нет)
Воспитатель: Когда раздаются такие звуки? (Во время войны).
2. Основная часть
Методические приемы.
Воспитатель: Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей.
Физкультминутка «Солдаты».
Встали ровненько ребята - вы теперь у нас солдаты.
(Дети стоят на месте, руки опущены вниз).
Мы ремни поправили, плечи все расправили,
(Дети поправляют «ремешки»)
Влево, вправо повернулись.
(Повороты влево, вправо)
На носочках потянулись.
(Встают на носочки).
Зашагали дружно вместе, маршируем мы на месте.
(Дети маршируют).
В такт руками машем, только что не пляшем
(Выполняют движения руками)
Взяли все под козырёк подмигнули и молчок.
Отдохнули мы друзья, за работу нам пора.
Воспитатель: Очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинградом. Согласно немецкому плану, город должны были полностью разрушить и уничтожить, жители должны были погибнуть в самом городе, немецким войскам надлежало сравнять с землей все уцелевшие строения.
Но их чудовищные планы остались невыполнимы. И потерпев неудачу в попытке захватить Ленинград штурмом, фашистская армия решила удушить население города голодом. Блокада Ленинграда - одно из самых страшных и трагических событий в истории нашей страны. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го года, а закончилась 27 января 1944-го года, 900 страшных дней и ночей.
Начались суровые дни блокады.
Блокада - это голод, это холод.
Блокада - это смерть.
Но Блокада - это еще и вера в Победу и желание жить!
Улицы Ленинграда были перегорожены противотанковыми заграждениями, оплетены колючей проволокой, все окна заклеены бумагой, чтобы при обстрелах осколки стекла не смогли поранить людей. Враг окружил город.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «блокада»? (Ответы детей)
Воспитатель: Вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и обстрелы города днем и ночью. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды. Но они продолжали учиться, работать, даже писать музыку.
Воспитатель: Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки, по которым можно было получить свою норму хлеба - небольшой (125 граммов) кусочек в день для детей и взрослому 225 грамм. И все, больше ничего - только вода, за которой ходили на реку Нева. Из последних сил на санях везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.
Воспитатель: Вот она суточная норма хлеба! (Показ кусочка черного хлеба весом 125 г.) Показ фотографий «блокадного хлеба».
Воспитатель: Блокадная карточка с суровой надписью «При утере не возобновляется» была дороже всего.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как ели блокадный хлеб? (Ответы детей)
Воспитатель: Я раньше тоже не знала, но почитав воспоминания жителей Ленинграда, узнала и хочу сейчас рассказать вам. Люди, положив пайку на ладошку, отламывали крохотный кусочек. Долго-долго жевали его, даже не жевали, рассасывали, глядя на оставшийся хлеб. И снова отламывали. И снова жевали. Как можно дольше ели этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб был съеден, подушечками пальцев собирали на середину ладони крошки и, прильнув к ним губами, словно хотели поцеловать их. Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка… Как ценен этот небольшой кусочек хлеба!
Воспитатель: В нашей стране с 18 по 27 января проходит акция «Блокадная ласточка», посвященная воинам-защитникам, людям, проложившим Дорогу жизни, труженикам тыла и горожанам, чей дух так и не был сломлен, несмотря на суровые испытания в условиях блокады.
Весной 1942 года немецкое командование заявило: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады».
Воспитатель: «Блокадная ласточка» - это маленький жестяной значок, а на нем - ласточка с письмом в клюве. Весной 1942 года его начали носить на одежде многие жители Ленинграда.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Маленькую ласточку из жести
Я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
Это означало: «Жду письма». (Ольга Берггольц)
Воспитатель: Люди ждали благих вестей с фронта. Весточку от родных. И «Блокадная ласточка» стала для жителей осажденного Ленинграда символом надежды.
Воспитатель: Сегодня мы сделаем плакат с ласточками, которые несут в своих клювах долгожданные письма. Для начала по трафарету мы обведем ласточек и цветы. Вырежем и наклеим на тонированный лист бумаги. Прежде чем начать работу разомнем пальцы
Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты,
Бодрым шагом мы идём. (Пальцы маршируют по столу)
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадёшь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево)
Нужно быть умелыми,
Сильными и смелыми. (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются)
Воспитатель: Приступаем к работе.
Практическая деятельность детей.
Воспитатель смотрит за посадкой детей, напоминает о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что мы научились сегодня делать? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: Что такое блокада? (Ответы детей)
Воспитатель: Когда была снята блокада Ленинграда? (Ответы детей)
Воспитатель: Как появилось понятие «Блокадная ласточка»? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)