Немцева Анна Николаевна
«Российская армия». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Российская армия». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Цель: расширение представлений детей о Российской армии.
Задачи:
Образовательные:
• рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность;
• познакомить с военными профессиями.
Развивающие:
• развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
• развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей;
• развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.
Воспитательные:
• воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества;
• вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов;
• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки «Рода войск», звезда, карточки к играм.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель читает стихотворение:
На посту стоит солдат,
Защищает всех ребят,
Защищает всю страну.
Пусть всегда везет ему.
23 Февраля
Отмечаем мы не зря,
И поздравить мы должны
Всех защитников страны.
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: 23 февраля отмечается как «День защитника Отечества». В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу. Сегодня мы отмечаем этот праздник как день настоящих мужчин, наших защитников!
Существует три главные группы Вооруженных Сил - сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы - всегда в боевой готовности. Даже в мирное время.
Обсуждение пословиц:
«Хочешь мира - готовься к войне»
«Тяжело в учении - легко в бою».
Беседа с детьми о защитниках Родины.
Воспитатель: Кого мы называем защитниками? (Ответы детей)
Воспитатель: От кого они защищают нашу Родину? (Ответы детей)
Педагог обобщает ответы детей и предлагает угадать, о представителях какого рода войск пойдет речь:
Кто, ребята, на границе,
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться,
Мог спокойно наш народ? (Пограничник).
Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с изображением пограничников и рассказывает, что у каждой страны есть свои границы, которые нельзя нарушать. Россия — огромное государство, и протяженность границ у нее очень большая. Границы Российской Федерации охраняют пограничные войска. Чем лучше вооружены и подготовлены пограничники, тем выше обороноспособность нашей страны. На протяжении всей границы стоят электронные датчики, которые подают сигнал при любом нарушении границы. Из космоса ведут наблюдения военные спутники. И если граница нарушена, то звучит команда «Застава, в ружье! Тревога!» и пограничники выходят на поиски нарушителя».
Давайте внимательнее рассмотрим пограничника.
Воспитатель: Почему у него такая пятнистая форма? (Чтобы его не было заметно)
Воспитатель: Что у него есть еще, кроме автомата? (Бинокль, сумка, кинжал)
Воспитатель: А что это такое? (Пограничный столб)
Воспитатель: Такие столбы тянутся вдоль всей границы. Они раскрашены красными и зелеными полосками, а наверху герб страны. А что вы видите за спиной пограничника? (Ответы детей)
Воспитатель: Это контрольно-следовая полоса, которая проходит вдоль всей границы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее.
Пограничники, выходя в дозор, проходят вдоль границы и очень внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, чтобы не пропустить следов, оставленных нарушителям.
Воспитатель: А кого вы еще видите на картинке? (Собаку)
Воспитатель: Как собака помогает «нести службу»?(Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, кто мог оставить следы на контрольной полосе? (Нарушители, шпионы)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
В небесах стальная птица—
Она быстрее звука мчится.
В кабине штурман и наводчик
Ведет ее военный. (летчик).

Воспитатель: Военно-воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. На вооружении ВВС находятся бомбардировщики, истребители, разведывательные (пилотируемые и беспилотные) и военно-транспортные самолеты, а также вертолеты.
Воспитатель: Для каких целей предназначен тот или иной вид вооружения? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем самолет отличается от вертолета, что лучше? (Ответы детей)
Дети при помощи воспитателя рассказывают о военных самолетах, их названиях, возможностях и о том, кто управляет этими стальными машинами (Самолеты «Стрижи», «Чижи», вертолеты «Стрекоза», «Акула»).
Воспитатель: В истребителе может быть только один пилот, а транспортный самолет, к примеру, управляется целым экипажем - первый и второй пилоты, штурман (Прокладывает курс самолета в небе, радист, держащий связь с аэродромом.
Это высококлассные специалисты, опытные, грамотные летчики; они не один год учатся в военном училище, много тренируются на специальных тренажерах, прежде чем управлять военным самолетам или вертолетом.
Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами летчик должен обладать? (Не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя, иметь профессиональную подготовку.)
Воспитатель: Если самолет подбит, пилот может катапультироваться, но. только если ему не приходится ценой собственной жизни отводить воздушное судно от чего-то на земле, на что самолет никак не должен упасть.
И в мирное время летчики участвуют в спасении людей, так как самолеты и вертолеты быстрее любой другой техники добираются до мест аварий, кораблекрушений, стихийных бедствий и других трагедий, которые угрожают нашей жизни. У пилотов красивая голубая форма под цвет неба. Кроме того, в полете они надевают специальные высотные шлемы и костюмы. Подумайте, для чего они нужны? (Ответы детей)
Физкультминутка
Педагог читает стихотворение, дети выполняют движений:
Раз-два — аты-баты,
Три-четыре — мы солдаты.
Маршируем как пехота.
Раз-два — повороты.
В кабину сели самолета,
Три-четыре — мы пилоты.
Вниз — вверх, вниз — вверх,
Наши крылья лучше всех.
А теперь на кораблях,
Мы качаемся в волнах.
Сквозь бинокль вдаль посмотрим —
Нелегко служить на флоте.
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку.
Полосатая рубашка,
Вьются ленты за фуражкой.
Он готов с волною спорить,
Ведь его стихия — море. (Моряк)

Воспитатель: Россия - великая морская держава. Ее берега омывают 2 океана и более 10 морей. Сегодня морские просторы нашей Родины защищают военные корабли, объединенные в большие группы (эскадры). Каждый тип кораблей в составе эскадры имеет свое назначение: авианосцы, тральщики, линкоры, катера, подводные лодки. Все вместе они составляют Военно-Морской Флот.
Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с изображением моряков, кораблей, катеров; обращает их внимание на оснащение кораблей.
На кораблях служат моряки - матросы и офицеры. У каждого свои обязанности: радист поддерживает связь с землей, еду готовит корабельный повар - кок.
Воспитатель: А как вы думаете, кто самый главный на военном корабле? (Капитан)
Воспитатель: Правильно, на военном судне капитан - это командир корабля, он в ответе за весь корабль. Вспомните наиболее известные морские атрибуты (Бескозырка с лентой, тельняшка, Андреевский флаг, якорь).
Воспитатель: Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, глубинными бомбами. Объясните, что это? (Ответы детей)
Воспитатель: В этой форме темно-синей
Защищает он страну,
И в огромной субмарине
Опускается ко дну.
Охраняя океан,
Был в портах десятка стран.
(Моряк - подводник)
Показывает иллюстрацию с изображением подводной лодки; рассказывает о моряках- подводниках (особенности службы моряков и моряков-подводников, какими качествами должен обладать моряк-подводник).
Подводные лодки передвигаются под водой на большие расстояния и поражают корабли противника торпедами.
Игра «Военные профессии»



Ход игры: перед детьми картинки с людьми военных профессий: военный летчик, моряк, десантник, танкист, военный врач. Надо подобрать, что относится к этим профессиям и собрать картинку из отдельных частей.
Игра «Направо - налево»


Игра «Игра-лото «Воин»



Ход игры: у детей карточки «Форма воина», «Орудия воина», «Оружие воина», «Транспорт воина». Один ребенок – ведущий, достает картинки, называет. Дети с карточками говорят, к чему относится эта картинка.
Игра «Каким должен быть воин?»
Дети, передавая друг другу звезду, называют качества воина-защитника: смелый, выносливый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, любящий Родину, мужественный, бесстрашный, удалой, крепкий, здоровый, могучий, героический и др. Каждому отличившемуся можно давать «медаль».
Воспитатель: А вы хотите, когда подрастете, служить в армии и защищать Родину? (Ответы детей)
Воспитатель: Пограничники, летчики, моряки и другие военные, о которых мы сегодня говорили, — это военнослужащие Российской армии. Наша армия не нападает, а защищает, и российских военных справедливо называют защитниками. В армии служат самые достойные, сильные, мужественные и смелые. Служба в армии — почетная обязанность каждого российского мужчины».
Труд военного - это постоянный риск. Все профессии военных почетны и важны, а главное - очень нужны. Наша страна гордится своей армией, ее отважными воинами. Именно они в любой момент смогут встать на нашу защиту и обрушить всю свою мощь на врага!
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)