Ольга Мамонова
«У кого глаза бинокли». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
показать значимость органов зрения в жизни животных и людей.
Задачи:
• познакомить детей с многообразием глаз в животном мире (животные, птицы, насекомые);
• развивать любознательность и познавательную мотивацию детей;
• учить внимательно слушать и запоминать услышанное.
Оборудование и материалы:
С. Паркер "Моя первая энциклопедия животных", В. Танасийчук "Сколько глаз у стрекозы?", заготовки маски, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Вводная часть
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я приготовила для вас новую загадку: «Два братца через дорогу сидят, на мир глядят, а друг друга не видят». (Глаза.)
Посмотрите друг на друга: какие у вас глазки - ясные, чистые, веселые и любопытные. Сколько глаз у человека? А зачем нужны нам глаза? (Ответы детей. ) Правильно. А вы замечали, какие разные глаза у животных, у птиц? У некоторых глаза видят очень далеко, как будто они в бинокли смотрят. Другие видят в темноте, третьи под водой. Хотите узнать о удивительных глазах некоторых животных?
2. Основная часть
У меня есть книга новая, чудесная, очень интересная.
Ты страница, повернись.
Кто там, в книжке, покажись!
Педагог показывает детям иллюстрации.
1. Стрекоза. У стрекоз огромные глаза. Они занимают более половины головы. Глаза стрекоз состоят из множества крохотных частиц. Каждая из них видит лишь малую часть окружающего мира. У стрекоз этих частиц больше, чем у всех прочих насекомых. В каждом глазу их свыше 30 000.
Обычно они сидят на жердочке и одним броском слетают вниз, почуяв пролетающую рядом вкусную добычу. Стрекозы ловят свою добычу лапками. Они складывают передние лапки «корзиной», чтобы поймать в нее мотыльков, комаров и мух.
Ты, страница, повернись, кто там дальше покажись!
2. Волчий паук не плетет паутину. Он охотник и преследует своих жертв, как маленькое подобие настоящего волка. Волчий паук хорошо видит своими восемью большими глазами и быстро передвигается на восьми длинных лапках.
Волчий паук охотится в основном благодаря своему хорошему зрению. Его глаза без труда различают добычу даже далеко впереди.
Ты, страница, повернись, кто еще там, покажись!
4. Это наша домашняя кошка. Почему она попала в нашу чудесную книгу? Потому, что у нее чудесные глаза. Они так устроены, что кошка отлично видит ночью. А люди хорошо видят в темноте? Нет. Мы по ночам спим, отдыхаем. А кошка - ночной охотник. А кто еще охотится ночью? Сова, филин. У них большие, широко открытые глаза, чтобы в темноте лучше было видеть добычу. Посмотрите.
Ты, страница, повернись. Кто последний, покажись!
3. Огромные глаза совы - это ее «визитная карточка». Они отличаются от глаз других птиц и строением, и расположением, и особенностями зрения.
Огромные зрачки, способные улавливать малейшие частицы света, делают сову невероятно зоркой. Сова способна увидеть мышь при свете единственной стеариновой свечки за 800м! Правда, такая необыкновенная "дальность" совиного зрения имеет и свою оборотную сторону: совы близоруки, и для того, чтобы четко увидеть объект, им нужно находиться от него хотя бы на расстоянии нескольких шагов.
Совы хорошо видят и днем, и ночью, потому что их зрачки могут очень быстро сужаться и расширяться, приспосабливаясь к освещению.
А некоторые из этих хищниц вообще предпочитают охотиться днем или в сумерках. В полной же темноте сова, как и любое другое существо, ничего не видит. Но охотиться все равно может. В этом ей помогает острый слух. Но об этом ниже.
Огромное глазное яблоко занимает почти всю глазницу, для глазодвигательных мышц места практически не остается. Поэтому двигать глазами совы не умеют. Для того, чтобы посмотреть в сторону или назад, совам приходится поворачивать или наклонять голову. И в этом им нет равных: поворачивать голову по горизонтали они могут на 180°, а наклонять вперед-назад на 270°.
Изготовление маски "Сова»"
Педагог раздает детям заготовки масок и предлагается раскрасить их по образцу.
Педагог: Ребята, примерьте маску. Обратите внимание, насколько глаза совы больше наших.
3. Заключительная часть.
Педагог: Вот мы и посмотрели чудесную книгу про чудесные глаза Кто вам запомнился? У кого самые необыкновенные глаза?
Дети называют животных, говорят, чем примечательны глаза у птиц и насекомых.