Виктория Сергеевна Полякова
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [ч]-[щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков ч и щ в словах и предложениях.
Цель: дифференциация звуков ч и щ в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• Учить различать звуки «ч» и «щ» по артикуляционным и акустическим
признакам.
• Совершенствовать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.
• Упражнять в образовании множественного числа существительных.
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
• Закреплять навыки слогоделения.
Коррекционно-развивающие задачи :
• Развивать фонематическое восприятие, слоговой анализ и синтез.
• Учить детей работать в группе и индивидуально.
• Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
• Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность
и ответственность.
Оборудование: фигурки Гнома и Великана, домики для них, Чудище, картинки на звуки «ч» и «щ», голубая ткань для изображения реки, камешки с написанными на них слогами, карточки с наложенными изображениями предметов – отгадок.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Введение в тему занятия.
- Посмотрите, кто к нам сегодня пришел (Гном и Великан). Они гуляли по волшебному лесу и заблудились. Гном и Великан говорят, что для того, чтобы добраться до полянки, на которой стоят их домики, нужно пройти через лесную чащу. Давайте поможем нашим гостям вернуться домой.
II. Артикуляционная и фонетическая характеристика звуков «ч» и «щ».
- Какие согласные звуки вы слышите в слове «чаща»? Эти звуки мы сегодня
и будем учиться различать.
- Нашим гостям очень нравятся эти звуки. Давайте расскажем Гному, как правильно произносить звук «ч», а Великан просит рассказать ему о звуке «щ».
- Чем похожи звуки «ч» и «щ»?
- Чем они различаются?
III. Развитие фонематического восприятия.
- Нам предстоит пройти через лесную чащу, а для того, чтобы не заблудиться
нужно будет внимательно слушать звуки природы. Лес будет давать нам слова-подсказки, которые помогут двигаться в нужном направлении. Вам нужно будет внимательно послушать слово (чей любимый звук находиться в
этом слове) и сказать, кто «поймал» подсказку Гном или Великан.
Слова: вечер, вчера, прищепка, щебень, чертить, черепаха, обещать, трещотка.
IV. Дифференциация звуков «ч» и «щ» в словах.
-Посмотри-ка, мы зашли в самую чащу леса, а на пути у нас пещера, а:
Живет в той пещере Чудовище,
Хранит в лапищах сокровище,
У Чудища длинный хвостище,
Крепкие у него лапищи,
Кривые на лапах когтищи,
Черные у него глазищи.
Назовите слова со звуком «щ». Как вы думаете какое по величине Чудище живет в пещере.
1. Образование уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных в игре «Назови ласково».
Чудище не хочет пропускать нас дальше в лес, нужно сказать ему волшебные
ласковые слова. За эту «работу» взялся Гном, а мы ведь тоже умеем говорить ласковые слова и сможем Гному помочь.
«У меня не рука, а …. (ручка).
У меня не пальцы, а…. (пальчики).
У меня не лицо, а …. (личико).
У меня не шапка, а …. (шапочка).
У меня не рубашка, а …. (рубашечка).
У меня не ботинки, а …. (ботиночки)».
2. Преобразование слов в игре «Волшебные превращения».
- Чудищу очень понравились ласковые слова, которые мы называли и оно предлагает нам поиграть в игру «Волшебные превращения».
- Сначала отвечает Гном: Чудище называет слова со звуком «щ», а Гном поменяет этот звук на свой любимый звук… (ч). Помогите ему, пожалуйста:
Щёлка - … (чёлка,
Горящий - … (горячий,
Лещ - …. (лечь).
- А теперь в игру вступает Великан: Чудище называет слова со звуком ч, а
Великан меняет этот звук на свой любимый звук… (щ) :
плач - (плащ)
лечи -. (лещи)
чадит -(щадит)
-Мы выполнили все задания и Чудище нас пропустило дальше.
V. Физкультминутка.
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой - сапоги,
Этой щёткой чищу платье.
Все три щётки мне нужны!
VI. Развитие слогового анализа и синтеза.
1. Вот уже вдалеке показались домики наших новых друзей – Гнома и
Великана. Но путь преграждает речка Щекочиха. Чтобы не намочить
ноги, нужно будет через эту речку перебираться по камешкам. А камешки
у нас не простые, на них написаны слоги. Чтобы пройти, нужно на камеш- ки наступать в правильной последовательности и сложить из слогов слова :
(реч - ка, щу – ка, у-доч-ка)
2. -Вот и домики наших друзей. Отгадайте, в каком домике живет Гном, а
в каком - Великан.
- На полянке перед домиками лежат картинки, ими можно украсить дома Гнома и Великана. Каждой картинке нужно найти место. Для этого –подумайте, чей любимый звук есть в названии картинки и определи, сколько
в этом слове слогов.
VII. Дифференциация звуков «ч» и «щ» в предложениях. Игра «Кто нам
нужен».
Гном и Великан любят ходить друг к другу в гости и играть в разные игры.
Послушайте, какую игру они нам приготовили.
- Я начну говорить предложение, а вы закончите.
«Куры бегут к кормушке, когда приходит…
Если сломались часы, нужен….
Если затупился нож, нужен …
Чтобы сложить фундамент дома, …
Если сломался водопроводный кран….
VIII. Дифференциация звуков «ч» и «щ» в скороговорке.
Ещё Гном и Великан любят придумывать разные скороговорки. Послушайте, что они придумали про своего любимого щенка, который охраняет их домики: «Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока». Они и нас могут научить правильно произносить все слова в этой скороговорке. Давайте попробуем.
IX. Отгадывание загадок. Нахождение отгадок среди наложенных
изображений.
Гном и Великан заметили, какие вы умные и сообразительные и хотят загадать вам загадки, а отгадки они спрятали на картинке. А если вы правильно отгадаете загадку, то можете забрать картинку домой и раскра –
сить её. Загадка Гнома: Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела –
Пейте чай! Вода вскипела. (Чайник)
Загадка Великана: У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука)
X. Подведение итогов.
Мы с вами сегодня помогли добраться до дома Гному и Великану. Какие
звуки мы учились различать? Какие игры больше всего понравились?