Елена Фролова
Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей старшего возраста «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-образовательной деятельности
для детей старшего возраста (5-6 лет)
Тема: «Дифференциация звуков Л-Ль»
Цель коррекционно-образовательной деятельности :
учить детей дифференцировать звуки Л-Ль в слогах, в словах, в скороговорках.
Задачи:
обучающие:
• формировать понятие «согласные звуки», уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ;
Публикация «Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей старшего возраста „Дифференциация звуков [Л]-[Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
• формировать навыки образования притяжательных прилагательных;
• пополнение словарного запаса.
коррекционные :
• закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ;
• закреплять навыки дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух и в произношении.
развивающие:
• развитие речевого дыхания;
• развивать артикуляционную и общую моторику;
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать внимание, память, мышление.
воспитательные:
• воспитывать самоконтроль за речью;
• воспитывать умение выслушивать мнение товарищей;
• воспитывать чувство взаимовыручки и взаимоподдержки.
Материалы и оборудование:
• посылка, в которой две банки с водой, с внутренней стороны на крышки нанесён слой гуаши, одна жёлтой, другая зелёной;
• письмо;
• индивидуальные зеркала;
• схема характеристики звуков;
• синяя ткань – модель реки;
• берёзовые брёвна;
• пластмассовые кирпичи;
• предметные картинки: олень; лиса; волк; белка.
• зелёная ткань, пластмассовые водоросли – модель болота;
• мяч;
• дом Бабы Яги;
• костюм Лешего и Бабы Яги;
• ноутбук;
• проектор;
• колонки;
• смайликами, на которых изображены сказочные герои, логопед с детьми, дети.
Ход КОД:
Логопед: Собрались все дети в круг,
Ты - мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Ребята, сегодня утром, я получила вот эту посылку и письмо. Вы хотите узнать, от кого оно пришло?
Ответы детей
Логопед зачитывает письмо: «Ребята, Баба Яга закрыла нас в своей избушке и ни куда не отпускает. Если вы любите приключения, готовы справиться с разными заданиями и умеете произносить трудные звуки, помогите нам от неё сбежать. Чтобы попасть в волшебную страну, нужно произнести слова «ЛАМБА, АЛЬБА, КАТАЛЬБА» Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Какое письмо необычное! Почему сказочные герои у нас спрашивают, умеем ли мы произносить трудные звуки?
Ответы детей
Логопед: Это сказочная страна, и в ней все возможно! Ребята, а вы хотите помочь сестрице Алёнушке и братцу Иванушке?
Ответы детей
Логопед: Но как, же мы узнаем, с какими именно звуками нас ждут задания, ведь мы знаем и умеем произносить разные звуки?
Ответы детей
Логопед: Правильно, нужно посмотреть, нет ли подсказке в посылке? (достает из посылки две банки). Ребята, как вы думаете, что налито в банках?
Ответы детей
Логопед: Раз эта посылка из волшебной страны, наверное, и вода какая - то необычная. Попробуем совершить волшебство. Поможете мне? Давайте попробуем подуть на эти банки. Только дуть нужно правильно. Губы вытягиваем вперед, вдох – носом, и выдох ртом, через вытянутые губы.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Логопед: Ничего не получается. Давайте я вам помогу. (Звучит музыка. Берет банку, трясет ее, вода окрашивается в желтый цвет, затем другую, вода окрашивается в зеленый цвет). Вот чудеса!
Логопед: Я думаю, это - подсказка для нас. Какого цвета стала вода в банке?
Ответы детей
Логопед: Правильно, жеЛтая. Какой звук я выделила в этом слове?
Ответы детей
Логопед: А в другой банке, какого цвета стала вода?
Ответы детей
Логопед: Вода зеЛеная. Какой звук я выделила в этом слове?
Ответы детей
Логопед:Помогите мне, пожалуйста, ребята вспомнить артикуляцию этих звуков.
Где находится язык при произнесении звука?
Ответы детей
Логопед:Как работают губы?
Ответы детей
Логопед: Характеристику звука Л напомнят мне мальчики, а звука Ль – девочки (подгрупповая работа)
Ответы детей
Логопед: Ребята, пришла пора отправиться нам в далекое путешествие. А для того, чтобы быть ловкими, сильными, нужно сделать зарядку. Ребята, а какую гимнастику мы должны выполнить, для того чтобы справиться с заданиями?
Ответы детей
Презентация артикуляционная гимнастика
Дети выполняют артикуляционная гимнастику под музыку.
Логопед: Ну что же, отправляемся в путь. Закрываем глаза. Я произнесу волшебные слова….
Логопед: Ламба, альба, катальба.
(музыка «Голоса леса»)
Логопед: Вот перед нами и в волшебный лес. Что же нас ждет дальше?
(музыка «Музыка воды»)
Логопед: Посмотрите, впереди река. (На полу расстелена синяя ткань-модель реки) Нам нужно ее перейти, а для этого нужен мост. Из чего мы можем сделать мост?
Логопед: Правильно ребята, мы можем построить мост из бревен. А чтобы он был надежный и крепкий, проговорим заклинание.
Дети выкладывают мост из брусков, проговаривая слоговые цепочки.
ЛА-ЛА-ЛА
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ
ЛО-ЛО-ЛО
ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ
ЛУ-ЛУ-ЛУ
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ
Дети проходят по «мостику» далее.
(музыка «Голоса леса», голос Лешего)
Логопед: Ребята, вы слышите? Кто же это может так в лесу шуметь?
Ответы детей
Леший: Это кто же ко мне пожаловал? Кто покой мой беспокоит? Что не узнали меня?
Ответы детей
Леший: Но просто так я вас не отпущу. Пройти дальше сможете только тогда, когда узнаете и отгадаете загадки про моих лесных друзей, в названиях которых есть звуки «Л»-«ЛЬ. А вот и задания. Слушайте внимательно!
Логопед: Леший, мы с ребятами с твоими заданиями обязательно справимся.
Загадки:
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая (.) /Белка/
***
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. /Олень/
***
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду /Волк/
***
В лесу обитает,
Дичью питается да в курятник забирается,
Хитрым зверем называется. /Лиса/
Леший: Ого-го, молодцы, ребята, все загадки вы отгадали правильно. Раз я обещал, то пропущу вас дальше!
(болото Музыка «Голоса леса»)
Логопед:Посмотрите, впереди – болото. Как вы думаете, кто здесь живет?
Логопед: Я думаю, что здесь живет кикимора болотная. Посмотрите, ребята здесь она оставила свой мяч. Я предлагаю вам отдохнуть и немного поиграть. Вы согласны?
Игра с мячом «Чья голова, чей хвост?
Голова (хвост) лисы - лисья, (ий)
Голова волка - волчья, (ий)
Голова белки - беличья, (ий)
Голова лося - лосиная, (ый)
Голова оленя - оленья, (ий)
Логопед: Продолжаем наше путешествие.
(музыка «Голоса леса)
(избушка, Баба Яга)
Выходит Баба Яга: Здраствуйте, мои хорошенькие, мои удаленькие. Пришли мои помощники! Сейчас мне будете печь белить, полы мыть, пыль вытирать.
Логопед: Мы к Вам не убираться в избушке пришли, а спасать Сестрицу Алёнушку и Братца Иванушку. Вы зачем закрыли их в избушке!
Ответы детей.
Баба Яга: Да нет у меня никаких сестриц да братцев. Просто скучно мне стало. Вот и решила в гости к себе пригласить Вас!
Логопед: Разве так приглашают к себе в гости?
Баба Яга: А как же родненькие не приглашают! Я одна ничего не успеваю! А вас вон как много: одному сейчас дам веник, другому савок, тебе тряпку. Быстро мне все уберете! Ой-й ей! Опять радикулит замучил! И никому- то я не нужна!
Логопед: Ребята, давайте поможем бабушке присесть. Не расстраивайся так, Баба Яга. Нужно просто попросить вежливо и тебе всегда помогут в трудную минуту. Ты посиди, а мы попробуем с ребятами тебя развеселить. Вот послушай, какие скороговорки мы знаем.
Баба Яга: Ну- кА, расскажите-ка мне как там это у вас скаговорку.
Логопед: Бабушка, не скаговорку, а скороговорку. Ребята, расскажем бабушке скороговорки.
Дети рассказывают скороговорки со звуками Л и Ль
Баба Яга: Ну, ну ведь я так не могу.
Логопед: Сейчас уже поздно и нам пора возвращаться в детский сад. Но мы с ребятами обязательно еще к тебе придем и поможем навести порядок в избушке. Приходи теперь ты к нам в гости в детский сад. Мы будем с ребятами очень рады!
Мы обязательно тебя научим правильно и быстро скороговорки рассказывать.
Ответы детей
Баба Яга: До свидания, ребята! Я попрошу Лешего отвести вас короткой дорогой.
Баба Яга зовет Лешего, который провожает детей.
Логопед: А теперь, ребята, закроем глаза, произнесём волшебные слова…
Звучит музыка
Рефлексия:
Логопед: Молодцы ребята. Какое сегодня было увлекательное путешествие! А понравилось ли вам путешествие? Какие испытания оказались для вас самыми трудными? Вы сами справились с заданиями или с чей то помощью?
(Оценка смайликами, на которых изображены сказочные герои, логопед, дети)
Можете ли вы теперь научить других ребят, своих близких рассказывать скороговорки с трудными звуками.
Ответы детей
Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Мы смогли справиться с заданиями потому, что вы были дружные, сообразительные, смелые ребята.