АЛЕКСАНДРА ПЕКИНА
Опыт работы музыкального руководителя по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕКИНА А. Г.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе русских традиций, народных праздников и обычаев через музыкальную деятельность
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Д. С. Лихачев
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых наш народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Нам, как педагогам, не безразлично какими вырастут наши дети. Мы не знаем, получат ли они музыкальное образование, но у них должны быть народные корни, раскрывающие ребенку красоту души своего народа, ведь гражданско-патриотические чувства формируются на основе понимания ребенком своей принадлежности к определенному обществу, государству и нации. Поэтому наш Увинский детский сад №1 поселка Ува ведет работу по парциальной образовательной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторами которой являются Ольга Львовна Князева и Мария Давыдовна Маханева.
В программе главными приоритетами являются:
- Национальность окружающих предметов, которые впервые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательности.
- Необходимость широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Именно в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Адресованные детям колыбельные, потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей целостности и многообразии.
- Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством [Князева 2016: 1].
Еженедельно воспитателями и специалистами нашего детского сада проводятся тематические занятия по приобщению детей к русской народной культуре, и мы на музыкальных занятиях, в дополнительной образовательной деятельности, развлечениях, приобщаем к традициям, народным праздникам и обычаям нашего народа, проводим мастер-классы для детей, родителей и педагогов.
В течение учебного года мы осуществляем долгосрочный проект по русским народным праздникам. Каждый праздник реализуется как краткосрочный проект: «Осенняя ярмарка» (октябрь, «Край мой родниковый», праздник, посвященный «Дню народного единства» (04.11, «Чайные посиделки на День матери» (последнее воскресенье ноября, «Рождество Христово» (07.01, «Святки» (07.01-19.01, «Бабий кут» (25.01. мероприятие, когда женщины занимались рукоделием, «День валенка» (16.02, «Масленичные гуляния» (за 8 недель до Пасхи, «Пасхальная радость» (см. календарь, «День русской печки» (19.05, «День балалайки» (23.06, «День Ивана Купалы» (07.07, «Медовый спас» (14.08).
Знакомство детей с русской культурой на музыкальных занятиях проходит при помощи различных видов музыкальной деятельности. При знакомстве с детьми раннего возраста уместно музыкальное упражнение «Дай ладошечку, моя крошечка», а с детьми старших и подготовительных групп в кругу можно провести игру на внимание «У Маланьи, у старушки», используя танец-игру «Я по горенке иду» дети легко находят себе пару. Во время разучивания композиций «Смоленский гусачок», «Светит месяц» дети знакомятся с элементами русского народного, хороводного танцев. Знакомство с историей создания, знакомство со звучанием, а также игра на русских народных музыкальных инструментах так же является неотъемлемой частью музыкальных занятий. Под русскую народную мелодию «Травушка-муравушка» дети развивают ритмическое чувство, моторику рук, закрепляют навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещотки, маракасы, колокольчики). Конечно, ни одно музыкальное занятие не обходится без игры. Русская народная хороводная игра «Сизый чиж», как и все остальные народные игры, служит не только средством приобщения к народной культуре, но и всесторонне развивают детей уже с младшего дошкольного возраста.
Духовно-нравственное развитие дошкольников невозможно без их родителей. На родительском собрании пение русской народной песни-повторялки «Во кузнице» является одним из средств раскрепощения и возможностью самовыражения личности, что вносит мероприятию более дружественный настрой.
Литература
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2016.
2. Костюченко М. Русские праздники. Головоломки, лабиринты (+ многоразовые наклейки). – СПб., 2015.
3. Малова В. В. Конспекты по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. – М., 2010.