Анна Холмогорова
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности с использованием проблемного обучения для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Тема: «Золотая Осень»
Цель: Систематизировать знания детей об осени, осенних явлениях природы.
Задачи.
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР „Золотая осень“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные : систематизировать знания детей об осени; вызвать желание устанавливать связи и закономерности в природе, добиться усвоения знаний об осени, решая проблемные ситуации.
Развивающие: обеспечить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, анализировать.
Воспитательные: способствовать развитию заботливого отношения к природе; вызвать желание помогать животным зимой, подвести к выводу о соблюдении элементарных общепринятых правил поведения в лесу.
Материалы: мольберт, карточки с явлениями природы осенью, летом, зимой; плоскостные изображения птиц, презентация «Как звери к зиме готовятся», карточки с заданием «Покорми животных».
Предварительная работа: беседа о признаках осени, перелётных и зимующих птицах, жизни животных осенью, правилах поведения в лесу; наблюдения за явлениями неживой природы (туман, иней, снег, рисование осенних пейзажей, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений об осени, правилах поведения в лесу.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем все в круг и пожелаем друг другу доброго утра.
Все вместе: Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Осень.
Падают, падают листья -
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают -
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
М. Ивенсен.
- Скажите о каком времен года это стихотворение? (Ответ детей).
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Д/и «Времена года?»
- Давайте вспомним приметы осени, я предлагает вам выбрать картинку, которая подходит к осени (весна, лето и зима тоже находятся на мольберте). Дети должны найти время года «Осень» и рассказать, почему он считает, что на картинке «Осень».
- Молодцы, справились с заданием. Вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. Но мы должны помнить, что человек в лесу – гость. Он обязан соблюдать определённые правила, чтобы не нарушать жизнь его обитателей.
Дети читают стихи.
1-й ребенок:
Если вы в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
2-й ребенок:
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
3-й ребенок:
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги. Ведь они нам не враги!
4-й ребенок:
Помоги лесным зверушкам, приготовить для них кормушки,
И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыбка – скажет: ты – мой друг!
Н. Рыжова
–Запомните, ребята, эти правила, старайтесь их выполнять, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много.
Воспитатель: Посмотрите на наши деревья, они уже стоят без листочков А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: Мало солнца, стало холодно
Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: Приклеить, пришить.
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут.
Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега.
Воспитатель: - Ребята, превратимся в осенние листики. Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались
Динамическая пауза.
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели
- Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.
Д/и «Назови лист»
Я буду называть лист, а вы называть с какого он дерева.
Лист клёна. Лист какой? – Кленовый.
Лист берёзы. Лист какой? – Берёзовый,
Лист липы…
Лист осины…
Лист тополя…
Лист дуба…
Воспитатель: Умницы. Вы правильно назвали листья деревьев.
Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?
(Ответы детей : никогда бы не было коротких дней; не смогли надеть осеннюю одежду; не увидели золотую листву; не наблюдали за цветными листьями; не было бы листопада; не успели бы улететь птицы на юг; не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму; не убирали бы богатый урожай в огородах)
Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра «Осенние слова»
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Тишина наступила в лесу, не слышно птичьих песен.
- Посмотрите, сколько птиц сидит на проводах.
- Ребята, куда они собираются? (ответы детей)
- Как называются птицы, которые улетают?
- А почему птицы улетают на юг? (Ответы детей : птицам зимой нет корма)
Воспитатель: Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.
- Давайте соберём перелётных птиц вместе. (Дети находят перелётных птиц)
- А как называются птицы, которые остаются зимовать? ( Дети: зимующие) -- - Почему они не улетели? (Дети делают заключение, что для этих птиц зимой есть корм. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.)
Воспитатель: У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?
Презентация «Как звери к зиме готовятся».
По ходу презентации дети отвечают на вопросы – почему заяц и белка меняют цвет меха?
Воспитатель: Ребята, скоро наступит зима. А зимой трудно живётся птичкам и животным. Самая страшная беда в лесу зимой это голод. Как вы можете помочь обитателям леса зимой? (Ответы детей : сделать кормушку для птиц и класть корм для белочек). Вот давайте покормим животных.
Игра «Покорми животных» ( работа с карточками: дети соединяют животное с его кормом, например, белка – гриб, медведь – мёд и т. д.)
- Молодцы, ребята! Животные говорят вам спасибо.
- Пришло время возвращаться в детский сад. Что запомнилось вам в нашем путешествии? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, добрые слова не лень
Говорить нам целый день,
На прощание всем мы скажем:
До свидания!