Елена Шолохова
Конспект итогового занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Приключения в городе Букварьске»
Цель: Закрепление элементарных навыков чтения и письма, развитие фонематических процессов
Задачи:
1. Закрепить знания детей о речевых единицах (звуке, букве, слоге, слове, предложении)
2. Закрепить навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, умение делить слова на слоги, анализировать предложения, исправлять ошибки в предложении
3. Закрепить навык послогового чтения
4. Уточнить и активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности»
Публикация «Конспект итогового занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе родительного падежа, подборе слов с противоположным значением, составлении предложений с предлогами.
6. Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
7. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: карта города Букварьска, домики для звуков, предметные картинки, буквы, карточки в виде разных геометрических фигур с напечатанными слогами, схемы предложений и предлогов, магнитная доска, мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед читает письмо:
Караул! Скорей сюда!
В городе нашем случилась беда!
Незнайка вчера Букварьск посетил
Много ошибок здесь допустил.
Все перепутал, все растерял
И быстро из города он убежал.
Грустно слогам, предложеньям, словам
За помощью все обращаются к Вам!
- Ребята, в городе Букварьске случилась беда. Недавно туда приезжал Незнайка и натворил много бед. Гласные буквы с согласными перепутал, слоги в словах переставил, слова из предложений выкинул. Жители города очень расстроились и загрустили. Как мы можем помочь им? Конечно, исправить все ошибки, которые допустил Незнайка. Поможет нам в этом карта города Букварьска (рассматривают карту города). В местах, где нужна наша помощь стоит большой восклицательный знак.
II. Основная часть.
1. Логопед: В первую очередь нам необходимо отправиться на улицу Букв и Звуков. Гласные звуки в панике. Их перепутали с согласными звуками, и теперь они не могут найти свой дом. А у них каждый день спевка. Согласные звуки тоже недовольны – глухие звуки любят тишину и не могут жить со звонкими. Давайте расселим звуки по домикам. Как вы думаете, какие звуки живут в домике с красным окошком, а какие с синими и зелеными окнами? Обратите внимание, что на крыше одного домика нарисован звонок. Какие звуки живут в домике со звоночком? (правильно – звонкие, а на крыше другого - наушники. Какие звуки живут в этом домике? (глухие).
(Игра «Рассели звуки по домикам»)
2. Логопед: И вот перед нами переулок Дружных слов. А тут слова горько-горько плачут. Незнайка их сломал на части. Ребята, нужно починить слова. Посмотрите, на сколько частей раскололись слова. Вам нужно каждому собрать одинаковые геометрические фигуры, прочитать слоги на каждой частичке и сложить из них слово.
«Слог да слог и будет слово – мы в игру сыграем снова»
(игра «Почини слово»)
3. Логопед: Спасибо ребята! Помогли починить слова. Ой! Я слышу, кто-то еще плачет. Посмотрите ребята! Тут словечки распались не на слоги, а на буквы. И тоже просят их собрать. Это очень трудная задача. Как вы думаете, мы с ней справимся?
(игра «Собери слово»)
4. Логопед: Для того, чтобы мы могли двигаться дальше, мы должны пересечь небольшую речку. А моста нет. Нужно построить мост в этом нам тоже помогут слова, их необходимо расположить от самого короткого слова до самого длинного.
(игра «Цепочка слов»)
5. Логопед: Ну вот, через мост мы переправились и попали прямо в Парк Чистоговорок. Здесь жители города любят отдыхать, песни петь и танцевать, давайте и мы тоже отдохнем.
Динамическая пауза: Дети хором проговаривают чистоговорки и показывают движения.
Ра-ра-ра – высокая гора (маршировка и движения руками вверх)
Ры-ры-ры – летят комары (маршировка и круговые движения указательными пальцами)
Ру-ру-ру–много ягод наберу (наклоны и имитация движений складывания ягод в корзину)
Ру-ру-ру-котлеты на пару (движения руками - как лепят пирожки)
Ро-ро-ро – позвонили мы в бюро (имитация звонка телефона)
Ром-ром-ром - по реке плывет паром (имитация руками - волны)
Ря-ря-ря – синие моря (развести руки в стороны)
Ре-ре-ре – ежик спит в своей норе (сложить ладошки под голову)
Рю-рю-рю- я сама обед сварю (круговые движения правой рукой)
Ри-ри-ри – горят фонари (руки вверх, пальцы в стороны)
6. Логопед: Из парка мы с вами двигаемся на проспект Предложений. Надо же, и к предложениям подобрался озорник Незнайка. Таня, суп, ест. Разве это предложение. Давайте разберемся. Сколько слов в этом предложении? Какое слово нужно поставить первым? Какое вторым? Какое слово будет стоять последним? Давайте составим схему этого предложения.
(Игра «Составь предложение по опорным словам»)
- Школа, в, идет, Петя;
- Букварь, дети, читают;
- Задача, ученик, решает;
- Звенит, урок, звонок, на;
- Портфель, Витя, в, несет, школа;
- Мел, учитель, доска, на, пишет;
- На, упал, пол, пенал;
- Миша, тетрадь, ранец, в, положил;
- Домашнее, Катя, выполнила, задание;
- Школьная, надел, форма, Саша;
- Ответ, пятерка, за, хороший, получил, ученик;
- Школа, из, идет, Катя, домой.
7. Логопед: Прямо с проспекта Предложений мы с вами попали в тупик Ошибок. Нужно обязательно исправить все ошибки в предложениях, которые допустил Незнайка.
(игра «Исправь ошибку»)
-Тетрадь открыла ученика.
- Ученик поставил учительнице двойку.
- Карандаш пишет Витей.
- Парта села за первоклассника.
- Пример написал школьницу на доске.
- Задача правильно решила ученицу.
- Школа утром идет к детям.
- Перемена весело играет на детях.
- Домашнее задание быстро сделало Петю.
- Портфель достал книгу из Васи.
- Ребята позвали звонок на урок.
- Пенал сложил ученика в карандаши.
8. Логопед: Молодцы Ребята! Мы смогли исправить все ошибки и выбраться из тупика. Ну а прямо перед нами площадь Грамматики. А здесь собралось очень много слов. Но и здесь Незнайка натворил дел. Все слова остались в единственном числе. Давайте поможем им превратиться во множественное число.
(игра с мячом «Один - много»)
Стол – много столов парта – много парт
Карандаш - …. Тетрадь - ….
Пенал - …. Учебник - …
Ученик - …. учительница - ….
Урок - … портфель - ….
Циркуль - … ручка - …
Линейка - …. задача - ….
9. Логопед: Ну а к этим словам нужно подобрать слова с противоположным значением, то есть слова – наоборот.
(игра «Скажи наоборот»)
Грустный ученик - …. Толстая тетрадь - ….
Длинный урок - …. Строгая учительница - …
Новый учебник - …. Высокая парта - …
Широкий пенал - …. Короткий карандаш - …
Мягкий ластик - …. Хорошая оценка - ….
Трудолюбивый школьник -… Трудное задание - ….
10. Логопед: Предлоги тоже очень огорчаются. Они потеряли свое место в предложении. Выбирайте ребята предлоги (дети берут карточки со схемами предлогов) и придумайте предложения с этими предлогами.
(упр. «Придумай предложение с заданным предлогом»)
III. Заключительная часть.
Логопед: Ну, вот ребята наши приключения в городе Букварьске подошли к концу. На карте больше не осталось мест с восклицательным знаком. Мы помогли жителям города – звукам, слогам, словам и предложениям навести порядок в городе. А справиться с заданиями мы смогли потому, что многому научились на занятиях в детском саду. А всех кто помог бедным жителям, они благодарят от всей души и всегда ждут у себя в городе Букварьске и стране Грамматике (вручается сладкий приз)